Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Зайкова, М. А. Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы» / М. А. Зайкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9228/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.

Ключевые слова: сказкотерапия, музейная педагогика, традиции, птица-свистулька.

Возрастная категория: дети 5–7 лет

Цель: приобщение дошкольников к традиции изготовления русской народной игрушки.

Задачи:

— дать представление о технике изготовления птицы-свистульки;

— развивать интерес детей к культурному наследию русского народа;

— приобщать к умению слушать и анализировать сказочный сюжет;

— воспитывать чуткое отношение к близким;

— прививать бережное отношение к продукту ручного труда;

— развивать художественный вкус, обогащать творческий потенциал.

Материалы: глина, стакан с водой, стека, деревянная палочка, пергаментная бумага.

Ход мастер-класса

Педагог встречает детей в мини-музее детского сада «Росинка».

Педагог: Ребята, я рада вас видеть. Сегодня приглашаю вас в мир сказочных превращений. Устраивайтесь поудобнее и слушайте внимательно сказку «Птица дружбы».

Жили-были два брата Миша и Вова. Были они не разлей вода, игрушками друг с другом делились, вместе всегда время проводили. Но однажды утром, когда все дети приходят в детский сад, и у них есть немного времени поиграть до начала занятий, наши мальчишки построили из конструктора робота, потом в пазлы поиграли, затем в кубики, а напоследок решили в догонялки, да так весело и шумно. Увидела все это воспитательница и замечание сделала.

Мальчики взяли пазлы и за стол сели. Тут Вова и говорит Мише:

— Это все ты виноват!

— Почему это я! — удивился тот.

— А кто первый бегать начал? — с подозрением сказал Вова. — Я говорил маме, что сегодня день пройдет без замечаний… а ты! — и пересел к Пете в машинки играть.

Весь оставшийся день они так и провели порознь.

Вечером мама забрала мальчиков домой. Миша пошел на диван, книжку с красочными картинками посмотреть, ему это помогало отвлечься от неприятных мыслей, а Вова сел в конструктор играть. Миша и не заметил, как заснул, но тут его голос мамы разбудил:

— Миша! Ты опять игрушки за собой не собрал!

Мишу так это разозлило, что со зла он ударил по столу, на котором мамина любимая глиняная игрушка-свистулька стояла. Только теперь она лежала на полу в виде маленьких осколков. Испугался Миша, но тут дедушка увидел все это и говорит, Мише:

— Помочь тебе может, только «Птица дружбы»!

— Что за птица! — обиженно сказал Миша. — Да и где ее искать?

— Ее не ищут, а делают — ухмыльнулся дедушка.

— Затем, что эта птица помогает любые невзгоды пережить и неприятности исправить, но помни, запоет она только у того, кто от чистого сердца простит своих обидчиков!

Миша прямо подскочил от возмущения:

— Простить?! Да никогда!

Дедушка только головой покачал:

— Мама скоро прийдет! — напомнил он.

Делать нечего.

— Дедушка, научи, пожалуйста, как птицу волшебную сделать? — обратился Миша.

— Я рад, что ты готов доброму поступку. Начнем по порядку.

  1. Возьми глины кусок, что лежит у меня в шкафу, да скатай колобок, все плохое, что сегодня случилось, пусть в этом колобке останется.(Дети, повторяя за педагогом, отрывают кусок глины и катают из него колобок).

Проиллюстрируем это на рис. 1

Этапы изготовления птицы-свистульки с 1 по 6

Рис. 1. Этапы изготовления птицы-свистульки с 1 по 6

2. Колобок в лепешку преврати и похлопай ее слегка, так обиды выйдут твои. Только хлопай немножко, чтобы толстой была лепешка. (Дети придавливают ладонью шар, чтобы у нас получилось подобие «лепешки»).

3. Накрой бумагой и погладь ее немного, глина тоже ласку любит да заботу. (Дети накрывают лепешку пергаментным листом и проглаживают ладонью сверху).

4. А чтобы птица смогла звонкие трели петь, ты смажь лепешку водой. (Дети опускают палец в стакан с водой и смачивают лепешку с одной стороны).

5. Затем мизинчик ею накрой, да в колпачок на пальчике залепи.

(Дети располагают палец сверху лепешки и образуют колпачок).

6. Прокати колпачок вперед да назад. (Дети снимают колпачок с пальца и немного прокатывают его по столу, чтобы концы хорошо слепились. Получившееся изделие откладывают в сторону).

Педагог: Сказка наша продолжается.

Выслушал Миша дедушку, да так и сделал. А пока лепил птицу, чувствует поубавилось в нем злости на Вовку.

— И чего я на Вову злился? — обратился Миша к дедушке. — И игрушки могли вместе собрать, мы ведь братья, всегда помогать друг другу должны. Только что за «птица» у меня получилась, не пойму?

Педагог: Сейчас, ребята, мы продолжим лепить из глины, 2 деталь игрушки.

А тем временем Вова на кухне тоже свою «Птицу дружбы» лепил, ведь он игрушки разбросал, а маме сказал, что это Миша сделал. Видел он, как Миша со злости мамину глиняную свистульку разбил. Представил, что мама скажет, когда увидит это, только как исправить случившееся не знал. Тогда дедушка предложил и Вове птицу слепить.

7. Взял мальчик глины большущий кусок, скатал комок. О, какой колобок! (Дети отрывают кусок глины и скатывают шар).

Проиллюстрируем это на рис. 2

Этапы изготовления птицы-свистульки с 7 по 11

Рис. 2. Этапы изготовления птицы-свистульки с 7 по 11

8. Колобок в лепешку стал превращать. Лепит лепешку и приговаривает:

— Пусть все обиды уходят прочь! Ты расти лепешка большая, чтобы как можно больше хорошего в тебя поместилось!

(Дети придавливают колобка ладонью, что бы у нас получилось лепешка).

9. Я тебя водой смажу и в лодочку превращу, так ты поплывешь по морям — океанам, нам доброту привезешь. — Так и сделал.

(Дети смачивают лепешку небольшим количеством воды с одной стороны. Ставят большой палец на середину лепешки и склеивают ее концы вместе).

10. Потом как дедушка сказал, ей нос нащипал, а по краям кружочки вместо глаз прилепил. (Дети с одной стороны прищипнули, чтобы получился клюв. Оторвали два небольших кусочка глины и скатали из них кружочки для глаз).

— Да какая же это птица? Больше на лодку похоже! — Удивился Вова. — Пойду у дедушки спрошу.

Смотрит, а из комнаты Миша выходит и что-то дедушке отдает. Подошел, показывает свою «птичку».

— Какая замечательная «птица»! — восхищенно сказал дедушка.

— Дедушка! Но это не похоже на птицу! — возмутился Миша.

Старик взял да и слепил вместе изделия мальчиков. Поделка Миши стала хвостом, а Вовина — грудкой, спинкой и животом. Получилась птица-свистулька!

—Педагог: Ребята, вам предлагаю соединить детали. (Детисклеивают вместе две получившиеся части «птицы-свистульки»).

11. Дедушка поведал внучатам: Чтобы узнать, как ваша дружба звучит, нужно дырочки необходимые сделать. Одну — в задней стороне лепешки. Две других в хвосте. Сначала квадратное отверстие прорезаете, передний конец заостряете и «порожек» получаете.

Педагог: Ребята, чтобы ваши свистульки запели, повторите за мальчиками. (Оказывает помощь в прорезании отверстий).

Педагог: Пора сказку досказать.

С любопытством наблюдали мальчики, как их поделки превращались в птичку, а когда дедушка подул в нее, и она запела, то братья совсем замерли, будто волшебную музыку услышали.

— Кажется, я больше на тебя не злюсь. — Спокойно сказал Миша.

— И я. Совсем-совсем!

Мальчишки засмеялись.

В этот самый момент вошла мама в комнату, увидела она птичку-свистульку и говорит:

— Вот и к вам прилетела «Птица дружбы», как ко мне однажды с моим братом.

Мальчики удивленно переглянулись, а мама улыбнулась и крепко обняла своих сыновей.

Заключительная часть.

После прочтения сказки, дети показывают друг другу свои работы. Высказывают мнения об услышанной сказке, делают выводы о поступках мальчиков. Делятся своими чувствами и эмоциями.

Проиллюстрируем это на рис. 3

Готовая птица-свистулька

Рис. 3. Готовая птица-свистулька

Литература:

  1. Лельчук, А. М. Игры с глиной. Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет. ФГОС ДО / А. М. Лельчук. — М.: Национальное образование, 2023. — 90 c.
  2. Малкина, Л. Г. Сказкотерапия в ДОУ / Л. Г. Малкина. — Текст: непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 6. — С. 95–101.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования — М., 2023 год.
  4. Хухлаева О., Хухлаев О. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. — М.: Форум, 2012 г. — 152 с.

Ключевые слова

традиции, сказкотерапия, музейная педагогика, птица-свистулька

Похожие статьи

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»

Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.

Технология макетирования в ДОУ. Организованная образовательная деятельность «Масленица» в младшей группе

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ...

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Конспект занятия в игровой форме по формированию математических представлений «Путешествие Колобка»

Конспект занятия в игровой форме по формированию математических представлений величина, форма, цвет, количество предметов и их соотношения.

Методическая разработка «Тюлень Крепыш ведет дошколят по тропинкам здоровья»

В статье авторы раскрывают возможность применения игровых приемов по приобщению воспитанников дошкольной образовательной организации к основам здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.

Квест-игра «По страницам рассказов Николая Носова» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР

В данной квест-игре дети в занимательной форме закрепляют знания о творчестве Н.Носова.

Похожие статьи

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»

Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.

Технология макетирования в ДОУ. Организованная образовательная деятельность «Масленица» в младшей группе

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ...

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Конспект занятия в игровой форме по формированию математических представлений «Путешествие Колобка»

Конспект занятия в игровой форме по формированию математических представлений величина, форма, цвет, количество предметов и их соотношения.

Методическая разработка «Тюлень Крепыш ведет дошколят по тропинкам здоровья»

В статье авторы раскрывают возможность применения игровых приемов по приобщению воспитанников дошкольной образовательной организации к основам здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.

Квест-игра «По страницам рассказов Николая Носова» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР

В данной квест-игре дети в занимательной форме закрепляют знания о творчестве Н.Носова.

Задать вопрос