Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса)
Автор: Ионкина Наталья Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.03.2016
Статья просмотрена: 1658 раз
Библиографическое описание:
Ионкина, Н. А. Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса) / Н. А. Ионкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 139-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9900/ (дата обращения: 16.12.2024).
Занятие знакомит учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников, показывает красоту города в разные исторические периоды. Материал можно использовать на уроке или для внеклассных мероприятий.
Ключевые слова: Москва, архитектура, XVII век, Аполлинарий Васнецов, Кремль, Красная площадь, Китай-город.
Цель: Познакомить учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников.
Задачи:
Познакомить учащихся с видами московских улиц, особенностями архитектуры города XVII века.
Познакомить учащихся с бытом москвичей того времени.
Сравнить, как изображенные на картинах улицы выглядят сейчас.
Показать красоту исторического облика Москвы.
Воспитание любви и почтения к своей Родине и столице.
Привитие любви к искусству и знакомство с работами русских художников.
Развитие чувства прекрасного.
Оборудование:
Компьютер, проектор, репродукции картин, карта Москвы современная и карта Москвы XVI-XVIII века, «флажки» для отметки мест на карте.
Орг. момент.
Здравствуйте.
- Подведение к теме занятия.
Сегодняшнее занятие посвящено временам далеким, но от этого не менее интересным.
Кто из вас родился в Москве? А кто приехал из других городов? А вам интересно было бы увидеть, какой была Москва много лет назад?
- Объявление темы.
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое нашего прекрасного города. Благодаря собственной фантазии и научным исследованиям, мы попадем в далекий, дикий и красивый XVII век.
Для путешествия нам понадобится карта Москвы. Даже две карты, современная и старинная.
На карте мы будем отмечать места, которые посетим, этими «флажками».
- Знакомство с новым материалом.
Часто ли вы бываете в центре города?
Вам нравится город Москва сейчас, как он выглядит, какие улицы и здания нас окружают?
А вы знаете, откуда начиналась Москва? Где находились самые старые постройки города? (Кремль и вокруг кремля)
Кто начинал строить город Москву и считается его основателем? (Юрий Долгорукий)
Посмотрите на карту. Найдем Кремль на современной и старинной карте. Вот он, в самом центре. Начиналась постройка города с Кремля. Вокруг строились жилые дома, лавки, церкви и множество других сооружений.
Посмотрите на картину «Стрелецкая слобода» художника Аполлинария Васнецова. Несмотря на то, что картина — это всего лишь эскиз декораций к опере, художник постарался максимально реалистично передать панораму города. Высокие деревянные терема, низенькие домишки. За деревянной стеной возвышаются каменные постройки: дома и храмы, башни и мосты, торговые палаты и хозяйственные постройки. Это Белый город и Кремль.
Рис. 1.
Стрелецкая слобода — место, где жили стрельцы. А кто такие стрельцы? Стрельцы составляли первое регулярное войско на Руси. Они были конными или пешими, обязательно были вооружены. В мирное время выполняли в Москве функции полиции и пожарных. Посмотрите, в центре площади колокол, чтобы созывать стрельцов в случае опасности. К середине XVII в. в Москве было свыше 20 стрелецких слобод, которые располагались в пределах Белого города и Земляного города. Значительное число стрелецких слобод находилось в южной части Замоскворечья. Стрелецкие слободы назывались по именам полковников — Зубова, Пыжова, Вишнякова и др. (отсюда названия современных Зубовских улицы, площади, бульвара, Пыжевского, Вишняковского переулка и др.).
Какое настроение у этой картины? Какие чувства она вызывает? (тревога, опасность, предчувствие войны и беды)
Рис. 2.
Начало XVII века на Руси было очень неспокойным. Смутное время, нашествие на Москву поляков и последующее народное ополчение. Что вам известно о Смутном времени? (После смерти Ивана Грозного на Руси фактически не было реального законного правителя. Появлялись то Лжедмитрий 1 и 2, то другие претенденты на престол. Разные слои населения поднимали бунты и восстания. Затем борьба с иноземными захватчиками — поляками и народное ополчение в 1612 г.) Кто был организатором народного ополчения? (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)
Отметим это место на карте.
Конец Смутного времени был положен избранием на царство Михаила Романова в 1613 г. За период смуты страна находилась в ужасном положении, казна разорена, ремесла и торговля в упадке.
Вот еще одна картина Апполинария Васнецова «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900 год). Знаком ли вам район Китай-город? Кто был там? Какие достопримечательности там расположены? (Политехнический музей, Детский мир)
Посмотрите, как выглядел этот район много лет назад. Похоже чем-либо на район сегодня? Что сразу бросается в глаза? (Собор Василия Блаженного на заднем плане).
Рис. 3.
Посмотрите, узкая улочка, зажатая со всех сторон невысокими деревянными домами и строениями. Вдоль нее расположились торговцы. Вот воины, которые торопятся куда-то с оружием в руках. Вот глашатай оглашает какую-то грамоту. Вся улочка полна людьми, шумно, неспокойно в Китай-городе. Сам колорит картины, тревожное оранжевое небо, темные очертания куполов создают ощущение беспокойства, напряженности, тревоги.
Отметим это место на карте.
Такое же настроение в картине «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века» (1913). Этот еще один эпизод из истории Смутного времени. Ранее утро. Все ворота и ставни наглухо закрыты. На заборах, ощетинившись, лежат острые ветки. Скульптура оскалившегося зверь на переднем плане. Тревожно оглядывающиеся всадники. Стаи воронов в небе. Все предвещает беду, тревогу, перемены.
Рис. 4.
Апполинарий Васнецов — младший брат известного всем художника Виктора Васнецова. Он был не только художником, но и искусствоведом и историком. Его чрезвычайно привлекала тема старой Москвы. Создавая свои произведения, художник очень тщательно изучал старинные планы, отражающие разные эпохи существования города, принимал участие в раскопках. А. Васнецов старался отразить в картинах многогранную жизнь старого города с его архитектурой, бытом, обычаями и нравами [1, c. 21].
Рис. 5.
А вот совсем другой вид города «Старая Москва. Разъезд после кулачного боя» (А. Васнецов, 1900-е).
Рис. 6.
Какое настроение у этой картины? Когда устраивались кулачные бои? (По праздникам) А какие праздники москвичи зимой так весело отмечают? (Масленица, конец зимы) Действительно, картина передает веселое, задорное настроение людей, провожающих зиму и ожидающих теплую весну. Даже стены, башни и купола церквей поддерживают приподнятое праздничное настроение. И небо, розоватое, светлое, обещающее скорую весну.
А вот картина А. Васнецова «Москва. Конец XVII века» (1902 год). Город окружен стеной. Да не одной стеной. Несколько стен опоясывают город. Небольшие ворота с решетками. Чтобы пропускать торговых людей, конных и пеших. Толстые стены и решетки препятствуют попадаю в город неприятеля в случае нападения. Но в картине нет тревоги. Наоборот. Снег делает все постройки нарядными, а также скрывает грязь городских улиц.
Рис. 7.
Во всех работах А. Васнецова, посвященных старой Москве, на первый план выходит архитектура. Она задает тон картины, определяет настроение. И, конечно, помогает зрителю окунуться в исторические события. Пусть даже самые обычные и повседневные для персонажей картины.
«Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» (1902 год).
Рис. 8.
Посмотрите на эту картину. Спокойствие и умиротворение повседневной жизни. Лавки с книгами, неторопливые покупатели и прохожие. Нарядные белые стены Кремля. Спасские (Фроловские) ворота были главными воротами Кремля. Над воротами висела икона Спаса Смоленского, которой всякий входящий должен был поклониться, а мужчинам полагалось еще и снять шапку.
Через Спасские ворота в Кремль въезжали великие князья, цари, императоры и иностранные послы с многочисленной свитой. В дни больших церковных праздников через Спасские ворота на Красную площадь проходило церемониальное шествие высшего духовенства и совершались крестные ходы. Торговля книгами и печатными изданиями процветала на Спасском мосту вплоть до 1812 года. Здесь всегда было шумно и многолюдно.
Отметим это место на карте.
Давайте войдем в Кремль через знаменитые Спасские ворота и посмотрим, что же за этими белокаменными стенами?
«Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век» (1903).
Рис. 9.
Так в XVII веке выглядела площадь рядом самый высоким, на тот период, строением в Москве — колокольней Ивана Великого. Она сохранилась до наших дней. И сегодня, придя в Кремль, мы можем полюбоваться на ее старинные величественные башни. Что можно сказать о людях на картине, о настроении картины? (Ясный зимний день, люди в основном небедные праздно гуляют, пешком или на санях; стрельцы следят за порядком; нарядные храмы и терема; спокойствие; безмятежность).
Отметим это место на карте.
А вот и главная площадь города — Красная площадь. Кто был на Красной площади? Что можно увидеть, находясь там? (Красные стены и башни Кремля, площадь выложена брусчаткой, окружают площадь Собор Василия Блаженного, ГУМ и здание Исторического музея, зимой на площади — каток).
«Красная площадь во второй половине XVII века» (А. Васнецов, 1925).
Рис. 10.
Посмотрите на Красную площадь XVII века и сравните. Какие отличия хорошо видно на картине? (Белые стены и башни; земля и трава; деревянные постройки возле стен и собора; рынок и торговцы).
А что сохранилось до нашего времени? (Спасская башня, часы, ворота; Собор Василия Блаженного; Лобное место).
Отметим это место на карте.
На картинах А. Васнецова улицы и площади старой Москвы выглядят аккуратными и нарядными. Но так было только в сухую погоду и зимой. Зимы раньше были морозными и снежными. К тому же не было никакого автомобильного транспорта. Но не было и асфальта, и тротуаров. Вдоль улиц выкладывали деревянные мостки и даже бревна.
Рябушкин А. П. «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895 год).
Рис. 11.
На картине А. Рябушкина хорошо видно, как нарядно одетые люди на одной из улиц пробираются по глубокой воде и грязи. И это не бедная окраина — вдоль улицы стоят добротные дома, виден большой ярко расписанный храм.
И на прощанье бросим взгляд на Москву с противоположного берега. Посмотрим, как грациозно возвышаются ее башни, как устремлены вверх купола храмов, как неприступно выглядят стены.
«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1922 год).
Рис. 12.
Слева на переднем плане Всехсвятский мост — первый каменный мост через Москва-реку, достроенный к концу XVII века. Мост соединял район Замоскворечье и Белый город и считался одним из чудес Москвы. Здесь и сейчас начинается один из старейших районов Москвы — Замоскворечье.
Отметим это место на карте.
- Закрепление.
Давайте еще раз посмотрим на карту. Где мы сегодня побывали? (Кремль, Китай-город, Стрелецкая слобода, Красная площадь, окрестности Белого города, Замоскворечье).
- Рефлексия.
Интересно ли было заглянуть в старую Москву? Что вам понравилось в нашем путешествии? Хотелось бы вам посетить эти места еще раз, в современной Москве?
Теперь, гуляя по центру Москвы, помните, какой она была много лет назад. Наблюдай. Смотрите. Замечайте. Ведь до сих пор сохранилось немало зданий, напоминающих о том времени. И сохранилось немало улочек, попадая на которые, словно переносишься в старую Москву.
Литература:
- Апполинарий Михайлович Васнецов. Том 61. Издательство «Директ-Медиа», 2010. ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.
- Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992.
- Всехсвятский каменный мост. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %92 %D1 %81 %D0 %B5 %D1 %85 %D1 %81 %D0 %B2 %D1 %8F %D1 %82 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %BC %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82
- Энциклопедии&словари. http://enc-dic.com
- Район Замоскворечье. Электронная Москва. http://mosopen.ru/region/zamoskvoreche
- Спасская башня. Moscow.org. Городской портал Мсоквы. http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/211_spasskaya_tower.htm
Ключевые слова
кремль, Москва, архитектура, XVII век, Аполлинарий Васнецов, Красная площадь, Китай-городПохожие статьи
Историческое моделирование-реконструкция набережной и прилегающих территорий города Хабаровска в начале XX века
Статья посвящена созданию комплекса учебного материала для исследования истории родных мест через историческую реконструкцию облика набережной г. Хабаровска и прилегающих территорий в 1890–1910 годах в форме диорамы.
Дом купца Рябинина
В статье рассматриваются архитектурные особенности дома-особняка купца Рябинина в г. Челябинск. Проведен анализ уникальных фрагментов резного узора, его символика, а также значение деревянного зодчества в культурной жизни жителей города.
Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе
В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...
Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края
В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспита...
Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре
Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...
Необычные памятники города Самара
В статье рассказывается о необычных памятниках Самары, появившихся за последние 15 лет, их связи с историей города. Автором предлагается макет нового памятника, посвященного герою повести А.Гайдара.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере
Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировоч...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов»
Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, ...
Похожие статьи
Историческое моделирование-реконструкция набережной и прилегающих территорий города Хабаровска в начале XX века
Статья посвящена созданию комплекса учебного материала для исследования истории родных мест через историческую реконструкцию облика набережной г. Хабаровска и прилегающих территорий в 1890–1910 годах в форме диорамы.
Дом купца Рябинина
В статье рассматриваются архитектурные особенности дома-особняка купца Рябинина в г. Челябинск. Проведен анализ уникальных фрагментов резного узора, его символика, а также значение деревянного зодчества в культурной жизни жителей города.
Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе
В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...
Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края
В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспита...
Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре
Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...
Необычные памятники города Самара
В статье рассказывается о необычных памятниках Самары, появившихся за последние 15 лет, их связи с историей города. Автором предлагается макет нового памятника, посвященного герою повести А.Гайдара.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере
Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировоч...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов»
Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, ...