Рекомендации по формированию понимания текста у младших школьников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.09.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Бутакова, Л. С. Рекомендации по формированию понимания текста у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л. С. Бутакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9406/ (дата обращения: 20.12.2024).



Понимание текста — ключевой навык для успешного обучения, особенно для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Успешное обучение в школе невозможно без развитых навыков понимания устного и письменного текста. Это фундаментальный навык, лежащий в основе всех учебных дисциплин и формирующий способность к усвоению знаний. Однако для детей с ОНР эта задача становится особенно сложной.

ОНР — это комплексное нарушение речи, затрагивающее все ее стороны: фонетику, лексику, грамматику, а также формирование связной речи. Дефицит лексико-грамматического строя языка у детей с ОНР приводит к серьезным трудностям в понимании смысла текстовых сообщений. Современная наука уделяет много внимания изучению проблем с пониманием текста у данной категории детей, несмотря на это, данная проблема недостаточно исследована. Многие исследования ограничиваются констатацией нарушений, но не проводят глубокого анализа причин и механизмов непонимания текста.

Исследователи, занимающиеся проблемой понимания текста у детей с ОНР, отмечают следующее:

— Разная степень смысловой обработки текста: дети с ОНР по-разному воспринимают текст. Одни могут «прочитать строчки», но не уловить смысла. Другие способны выделить отдельные факты, но не увязать их в единую картину. Третьи могут правильно понять текст, но иметь трудности с пересказом или ответом на вопросы по его содержанию.

— Влияние типа текста: сложность понимания зависит от типа текста. Например, художественные тексты требуют от читателя более глубокого вникания в смысл, тогда как информационные тексты ориентированы на конкретные факты.

— Роль контекста: понимание текста зависит от контекста. Дети с ОНР могут правильно понять текст в знакомой ситуации, но испытывать трудности в незнакомой обстановке.

Важна поэтапность работы логопеда при обучении детей пониманию текста:

1. Первый этап работы с текстом для детей с ОНР имеет ключевое значение в подготовке к восприятию информации. Его основная цель — пробудить интерес ребенка, активизировать его внутренние ресурсы и создать благоприятную почву для последующего знакомства с содержанием. На этом этапе педагог использует различные методы и приемы, направленные на стимуляцию познавательной активности. Одним из важных аспектов является анализ околотекстового пространства — всего того, что окружает текст и может дать дополнительные подсказки о его содержании. Это могут быть иллюстрации, подписи, выделенные слова или фразы. Большое внимание уделяется развитию механизмов речевой деятельности, таких как прогнозирование, ассоциирование и поиск смысловых опор. Эти навыки помогают ребенку лучше ориентироваться в тексте и извлекать из него нужную информацию.

Среди конкретных заданий, которые могут использоваться на первом этапе, можно выделить следующие:

— Прогнозирование содержания текста по названию или ключевым словам. Это развивает воображение и учит выдвигать гипотезы.

— Актуализация имеющихся знаний по теме текста. Педагог может задавать наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку вспомнить, что он уже знает о предмете, явлении или герое, о котором пойдет речь.

— Расширение кругозора через обсуждение контекста. Например, можно поговорить о том, где еще можно встретить героя рассказа или в каких ситуациях может пригодиться описываемое явление.

— Творческие задания, такие как рисование на основе прогнозирования. Ребенок может нарисовать, как он представляет себе героя или описываемую ситуацию, опираясь на имеющуюся информацию. Все эти задания помогают создать эмоциональный настрой, пробудить любопытство и подготовить ребенка к восприятию текста.

2. Второй этап работы с текстом фокусируется непосредственно на обучении пониманию смысла услышанного или прочитанного. Здесь важно учитывать особенности детей с ОНР, которые могут испытывать трудности с восприятием и обработкой речевой информации. На этом этапе используются различные стратегии, помогающие ребенку лучше понять и запомнить содержание текста:

— Многократное прочтение или прослушивание текста. Это помогает закрепить информацию в памяти и дает возможность обратить внимание на детали, которые могли быть упущены при первом знакомстве.

— Разбор незнакомых слов и выражений. Важно убедиться, что ребенок понимает значение всех слов в тексте, при необходимости объясняя их с помощью синонимов, антонимов или наглядных примеров.

— Составление плана текста. Этот навык помогает ребенку лучше понять структуру текста и последовательность событий.

3. Третий этап работы включает в себя послетекстовые задания:

— Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы могут быть как фактологическими (кто? что? где? когда?), так и направленными на понимание причинно-следственных связей (почему? зачем? как?).

— Пересказ текста своими словами. Это упражнение помогает проверить, насколько хорошо ребенок понял содержание, и развивает навыки связной речи.

— Иллюстрирование текста. Создание рисунков по мотивам прочитанного помогает визуализировать информацию и лучше ее запомнить.

Важно отметить, что работа с текстом для детей с ОНР должна проводиться систематически и последовательно. Каждый новый навык должен отрабатываться на различных текстах, постепенно усложняясь. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям может потребоваться больше времени на освоение определенных навыков, другим — дополнительная поддержка в конкретных аспектах работы с текстом. Использование мультимедийных средств также может быть эффективным в работе с детьми с ОНР. Аудиозаписи, видеоматериалы, интерактивные задания на компьютере могут разнообразить процесс обучения и сделать его более увлекательным для ребенка. Важную роль играет и создание положительной эмоциональной атмосферы во время занятий.

Литература:

  1. Алексеев О. Л., Филатова И. А. Современность и пути развития специального образования. — М., 2010.
  2. Коррекционно–развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды. Сб.статей междунар. науч.-практ. конф. — М., ГОУ ВПО МГПУ, 2008.
  3. Шулекина Ю. А. Психолингвистические механизмы нарушения понимания текста при ОНР //Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: матер. науч. конф. 22023 апреля 2009 г / под общ. ред. В. Н. Скворцова — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. с. 450–454.
  4. Шулекина Ю. А. Психолингвистический анализ смыслового восприятия речевого высказывания (в условиях речевой патологии) — LAP Lambert Academic Publishing, GmbH&Co. KG, 2011.

Похожие статьи

Возможности логопедических сказок в формировании словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматических понятий на уроках русского языка (у пятиклассников с интеллектуальным недоразвитием)

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Консультация для педагогов по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию речи вне занятий

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Возможности логопедических сказок в формировании словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматических понятий на уроках русского языка (у пятиклассников с интеллектуальным недоразвитием)

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Консультация для педагогов по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию речи вне занятий

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Задать вопрос