Возрастает роль психологии в системе научного и практического знания в целом и психологического консультирования в образовании в частности. (Суворова Г. А. [7]) Одной из важных проблем в образовании является психологическое консультирование педагогов по развитию воображения у младших школьников.
Воображение является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека. Воображение способствует предвосхищению будущего в форме образов, содержанием которых является возможное и/или необходимое будущее. Одновременно оно участвует в оживлении и реконструкции образов того, что уже было. Этот процесс был назван Л. Н. Толстым как «воображение о прошедшем». Если обратиться к истории человечества, то можно обнаружить в каждой эпохе предпочтительный тип воображения. Например, фантастические чудовища, мифологические существа — все это порождение фантазии людей той эпох, когда человек иначе не мог объяснить законы существования мира [5, с.78].
В работах В. Д. Шадрикова отмечается, что в психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание [9, с. 411].
“Воображение, — пишет С. Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме” [4, с.341].
Страхов И. В. отмечает, что традиционно видами воображения считают пассивное и активное, различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Пассивное воображение, в свою очередь, делится на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), а активное — на творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих описанию. Особенность же собственно творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической». По временной направленности виды воображения можно разделить на ретроспективное (воображение — воспоминание); воображение, непосредственно включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее. По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения [5, с.70].
Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления», Л. М. Веккер предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности. Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное), выступающее как элемент мышления; эмоциональное. В качестве особого вида выделяем оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности [1, с. 263].
Показателями продуктивности по мнению Шадрикова В. Д. выступают — новизна оригинальность и осмысленность переработки данных опыта;
– широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования различного материала;
– тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований [8, с. 432].
Механизмы воображения
– агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
– гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
– схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
– акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
– типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях [6, с. 192].
Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукты творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик.
Субботина Л. Ю. отмечает, что помимо методик основанных на самонаблюдении, которые в настоящее время используются лишь как дополнительные в комплексе с другими методами, существуют три общих методических подхода к изучению и диагностике способностей к созданию представлений и оперированию ими [6. с. 192]:
1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;
3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;
4) самооценка параметров образов воображения.
Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т. п.). Что же касается всех видов творчества, то ценность его состоит не столько в продуктивности (количестве образов, скорости их создания), сколько в самом содержании создаваемых образов [6, с. 112].
Учитель должен знать, что после завершения формирования представлений на уроке, у одних учеников они в самое короткое время вытесняются новыми впечатлениями и образами, а у других сохраняются длительное время. Хорошая устойчивость представлений облегчает самостоятельную работу ученика дома при подготовке уроков и занятиях по самообразованию, а слабая устойчивость вынуждает школьника фактически заново самостоятельно формировать представление на основе материала учебника. Часто это не совсем корректно называют «плохой памятью».
Такая работа требует большого времени и усилий, и если у ребенка слабо развита воля, это может привести к педагогической запущенности, снижению успеваемости. Учитель должен знать, у кого из учеников отмечается неустойчивость представлений, и применять индивидуальный подход. В частности, можно порекомендовать совместную подготовку к занятиям или специальные упражнения, развивающие контролируемость, которая тесно связана с устойчивостью представлений.
Проверить правильность представления другого человека можно лишь путем объективации этого представления каким-либо способом. Но учитель всегда должен иметь в виду, что одни функции ученика развиты лучше, а другие — хуже. Если ребенок не умеет и не любит рисовать, непедагогично оценивать точность и полноту его представлений на основе сделанных им рисунков.
Если школьник страдает дефектами речи, можно предложить ему письменно ответить на вопрос, так как речевое формулирование своих представлений крайне затруднительно для него, и оценка учителя не будет объективной [6, с. 192].
Индивидуальный подход здесь может выражаться в опоре на более развитый у ребенка вид представлений или образов, в дозировании времени, отведенного на их формирование, оказании помощи ученику в выработке индивидуального стиля визуализации, учете прошлого опыта школьника, подборе наиболее приемлемых для него способов объективации представлений, приемов создания новых образов, в создании на уроке творческой атмосферы.
Более продуктивным становится рассмотрение воображения не просто как процесса, а как имажинитивной способности, или способности воображения по В. Д. Шадрикову [8, с. 432].
Основой консультированию педагогов по развития воображения у младших школьников становится целенаправленная активность детей на включение фантазии в конкретные практические проблемы [6, с. 192].
Литература:
- Веккер Л. М. Психические процессы. В 3 т. // Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3. С. 263
- Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., Наука, 1999.
- Ломов Б. Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. С. 185–191. 504
- Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 341.
- Страхов И. В. Психология воображения. Саратов, 1971. С. 78.
- Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 192с.
- Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма: Монография. -2-е изд., перераб. и доп. -Москва: МПГУ, 2015.-416с.
- В. Д. Шадриков.От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. -М.: Инд-во " Институт психологии РАН», 2009.-656с.
- Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт. 2015.-411с.