В статье рассматриваются теоретические аспекты развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: воображение, механизм воображения, виды воображения, функции воображения, внеурочная деятельность, младшие школьники.
Вопрос развития воображения не нов. Как развивать этот психический познавательный процесс у школьников вообще, и младших школьников, в частности, считается одним из важных в педагогике и психологии.
Очевидно, что роль воображения в жизни человека весьма велика. Способность воображать — ценное умение каждого. Оно может помочь ему принимать нестандартные решения, творчески решать возникающие задачи, находить выход из сложных ситуаций. Даже при отсутствии определенных теоретических знаний и опыта, необходимых для решения никогда прежде не встречавшейся, новой задачи, благодаря работе воображения, человек способен найти решение.
Воображение играет большую роль в обычной жизни человека, а также в науке, творчестве и исследовательской деятельности.
Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, Р. С. Немова, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейна, и других ученых посвящены решению вопроса развития воображения детей.
Существует несколько разных подходов к определению понятия «воображение».
С точки зрения философии, воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [14].
В психологии, воображение, в самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах. Р. С. Немов под воображением понимает способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [5].
По определению В. В. Богословского, воображение — психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое состояние [7].
И. В. Дубровина определяет воображение, как способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта [4].
Для нашего исследования, с точки зрения развития этого важного процесса, представляют интерес определения, которые взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим их.
Воображение — познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта [3].
Воображение как психический процесс позволяет представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности [10].
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие объекты, создавая новый образ.
Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р. С. Немов называет:
− Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
− Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения человек может влиять на органические процессы — изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность, регулировать свое эмоциональное состояние.
—Произвольная регуляция познавательных процессов и состояния человека. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
− Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
− Планирование и программирование деятельности — составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена, оценка их правильности, процесса реализации [5].
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами [10].
Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент.
Согласно исследованиям Т. Рибо, Л. С. Выготского [2] известен механизм воображения:
− базой воображения являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое;
− затем идет процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого;
− в итоге воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах.
Таким образом, в конечном счете, процесс воображения состоит в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носит аналитико-синтетический характер.
Французский психолог Т. Рибо отмечал, что развитие воображения проходит три стадии и в каждой имеет особенности:
1) детство и отрочество, когда происходит господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
2) в юности это сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
3) в зрелости это подчинение воображения уму и интеллекту [9].
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. Виды воображения по различным основаниям можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Виды воображения
Воображение связано с мышлением. Это двусторонний процесс. Мышление стимулирует воображение, а созданные модели преобразования проверяются и уточняются мышлением [12].
А. В. Петровский, М. Б. Беркинблит, А. Я. Дудецкий рассматривают мышление и воображение как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Психологи считают, что если лишить мышление воображения, оно станет творчески бесплодным, неспособным к новым преобразованиям. Воображение, изолированное от мышления, бессильно и бесцельно.
Способы процессов воображения отражены в исследованиях Т. Рибо, Ж. Пиаже, Р. С. Немова, И. В. Дубровиной и др.
Выделяются следующие приемы творческого воображения: 1) комбинирование; 2) расчленение; 3) акцентирование; 4) схематизация; 5) реконструкция; 6) типизация [12].
Младший школьный возраст — это период, когда все психические функции активно развиваются. Согласно психологическим исследованиям, именно этот возраст считается сензитивным для развития, в том числе, воображения.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира [4].
Развивать воображение младших школьников целесообразно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации его требований.
Внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, которая осуществляется по пяти направлениям развития личности; и направлена на решение конкретных образовательных задач [6].
Существует большое разнообразие форм внеурочной деятельности: кружок, студия, секция, клуб, факультатив, научное общество, игра, соревнование, турнир и т. п. Для нашего исследования представляет интерес такая форма внеурочной деятельности как кружок.
Кружок — это внеурочная форма предметного объединения обучающихся, основанная на добровольном посещении, включающая многообразные формы коллективной деятельности, направленные на достижение определенного образовательного результата. Школьные кружки органично дополняют основную образовательную программу и являются важной составляющей системы образования школьников, успешно объединяя осуществление функций обучения, воспитания и развития личности.
Это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности в школе. Несмотря на то, что кружковая работа имеет длительную историю и организуется в отечественной образовательной системе с 20-х годов прошлого века, она не утратила своей привлекательности для школьника и продолжает быть актуальной для развития всех сфер его личности, в том числе, для развития воображения.
Таким образом, решение проблемы развития воображения, творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, вовлечение в активную творческую деятельность. Организовать такую деятельность возможно на занятиях кружка.
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М, 1982. — С. 436–454.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — С. 200.
- Конюхов, Н. И. Игры. Обучение, тренинг, досуг [Текст] / Н. И. Конюхов — М, 1993. — С. 38.
- Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителей [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003. — С. 160–198.
- Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. — 2-е изд. / Р. С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/. Дата обращения: 02.07.2020.
- Общая психология [Текст] / Под ред. В. В. Богословского. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. — Т.1. / С. Л. Рубинштейн. — М., 1989. — С. 344–360.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4 [Текст] / Под ред. Л. Д. Столяренко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 458 с.
- Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 495 с.
- Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 13. — С. 276–283.
- Федорова, Т. В. Взаимосвязь мышления и воображения в процессе познавательной деятельности школьников [Текст] / Т. В. Федорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Том. 11. — № 4–5. — С. 1232–1238.
- Федорова, Т. В. Воображение — основа формирования прогнозирования [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 104–106.
- Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М., 1997. — 574 с.