Дидактические игры в средней группе детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.09.2019

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Копина, И. М. Дидактические игры в средней группе детского сада / И. М. Копина, Ю. Ю. Дементьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62512/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Ключевые слова: развитие, познание, дидактическая игра, мышление, дошкольник.

Неоценимый вклад, который вносит дошкольное детство в познавательное развитие ребенка, заключается прежде всего в том, что в этом возрасте происходит развитие познания действительности в рамках образных форм. Наиболее благоприятный путь формирования какого-либо качества мышления дошкольника является подход использующий особенности мыслительной деятельности, которые характерны в данном возрасте.

Отечественные и зарубежные психологи большое внимание уделяли вопросу какую роль играет игра и как она соотносится с образовательным процессом.

Например, по мнению А. В. Запорожца, необходимо не противопоставлять игру учению, а выяснить, как обучение осуществляется в игре, и как этот процесс может влиять на развитие способностей ребенка. В своих исследованиях Гальперин П. Я. показывает «поэтапную отработку понятий и умственных действий», и подчеркивает стихийность этого процесса, который однако требует соответствующих методов руководства игрой, что в свою очередь значительно повышает эффективность этого процесса. З. М. Богуславская считает, что дети в игре переходят на более высокие уровни обобщения и абстракции, поскольку игровой процесс общения детей, в решении спорного вопроса направлен на развитие способности обосновывать свои убеждения и делать выводы [1].

Дидактическая игра как форма обучения детей, рассматривается А. К. Бондаренко [2]. В своих исследованиях автор указывает на отличительные особенности дидактических игр как формы обучения от обычного занятия: дидактическая игра в большей степени содержит предположение, загадку, головоломку, несущую в себе проблемность и задачу, которую необходимо решить, что в свою очередь является мощным стимулом в развитии умственной активности ребенка.

Дидактическая игра для детей средней группы детского сада, как и для детей остальных возрастных групп, ставит перед собой основную задачу — это обучить полезным навыкам, развить разнообразные способности посредством игровой деятельности, которая организованна определенным образом и подчинена определенным правилам. Посредством игры ребенок постепенно приобщается к учебной и трудовой деятельности.

К четырем-пяти годам у дошкольников вырастает словарный запас, мышление становится более развитым, ребенок способен проследить следственно-причинную связь явлений и предметов. Происходит расширение умения обобщать, при создании групп из предметов, с учетом материала изготовления, его внешнего облика, а также цели изготовления и предназначения [3].

Дидактические игры для средней группы детского сада подбирают с учетом возрастных особенностей, исходя из того, что дошкольник среднего возраста становится более внимательным, начинает концентрироваться на одном действии или предмете. Происходит более интенсивное развитие процесса припоминания и запоминания. Ребенок средней дошкольной группы становится более восприимчив к новому знанию и информации. Происходит развитие и совершенствование всех видов восприятия: осязательного, слухового и зрительного. Дошкольники этой возрастной группы уже понимают, что такое звукосочетание, умеют различать его, а также распознают сложные формы вещей.

Занятия в средней группе с использованием дидактических игр позволяют детям узнавать множество новых и интересных вещей об обществе, природе, окружающем мире.

Можно выделить следующие виды занятий:

– с предметами;

– игрушками;

– игровыми пособиями.

На занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями, как цвет, размер, фактура материала, свойства представленных предметов. Учатся определять, где и что находится в пространстве. Настольные, к которым относятся: детское лото, домино или парные картинки. Здесь задействован принцип наглядности, то есть изображение на картинке. Буквы, цифры, геометрические фигуры, правила сложения и вычитания, составление простых слов, — всему этому учат с помощью детского лото.

Словесные игры — самые тяжелые на первоначальном этапе обучения. Дидактические словесные игры в средней группе направлены, прежде всего, на развитие грамотной речи, увеличение словарного запаса, правильное произношение слов. Ребенка учат правильно выстраивать монолог, принимать участие в диалоге. Здесь нет связи с восприятием предмета, главное, слова, действия игроков. Перед дошколятами ставятся мыслительные задачи, для решения которых ребенок оперирует различными определениями, понятиями [4].

В детских дошкольных учреждениях, согласно общепринятым нормам педагогической практики, широко практикуются различные виды дидактических занятий, с целью гармоничного развития дошкольника, подготовке его к школе. Одни из самых популярных — игры с предметами.

Разноцветные кубики, пирамидки, мячи позволяют выполнять задания, где требуется собрать предметы одного цвета или формы. Дети, переставляя игрушки, знакомятся с понятиями «близко» или «далеко», узнают названия геометрических фигур. Воспитатель знакомит ребят с разной фактурой игрушек, ведь тактильное познание также много значит для развития ребенка.

Прогулки на природе также помогают воспитывать сенсорные способности дошколят с помощью природных материалов. Собирание листьев, каштанов, плетение венков или составление букетов из цветов, — все это воспитывает эстетическое чувство прекрасного, позволяет ставить новые задачи для детей.

Логическое мышление, память развиваются при сборке пазлов. Развитию пространственного мышления, построения логических цепочек помогают такие игрушки, как кубик Рубика.

Словесные игры помогают развивать правильную речь, а также творческое начало [5].

Средний возраст у детей — это время задавать множество вопросов. Дидактические занятия помогают наращивать словарный запас ребенка, учат правильно формулировать вопросы, осмысливать полученную информацию. Дети осваивают способность планирования своих действий, учатся общению с другими детьми.

Литература:

  1. Аснин В. Н. Различия в решении сходных интеллектуальных задач у младших и старших дошкольников/В. Н. Аснин.- М.:Просвещение,2015.- 25 с.
  2. Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их испоьзования в детском саду/А. К. Бондаренко.- М.:Инфра-М,2014.- 28 с.
  3. Григорович Л. К. К вопросу о готовности детей к обучению в школе/Л. К. Григорович // Дошкольное воспитание.-2005.- № 4.-С.68–69.
  4. Дабынова Б. К. Особенности отношения детей к учебным задачам/Б. К. Дабынова // Вопросы психологии.-2006.-№ 2.-С.24–26.
  5. Денисенкова Н. С. Формирование познавательной направленности у детей 5-летнего возраста на занятиях в детском саду: автореф. дис. … канд. психол. наук.- М.:Ростов на Дону,2011.- 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, ребенок, игра, детский сад, группа, детское лото, предмет, развитие.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Задать вопрос