В ХХI веке в новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач. Перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают информационным технологиям современности. Таким образом, проблема развития творческого воображения школьников в настоящее время является актуальной.
Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы [1]. Данную проблему как научную, впервые поставили Платон и Аристотель. Исследователи раскрыли сущность и основные черты творческого воображения. Платон описывает воображение как «смешение чувственного ощущения и мнения» [2]. По мнению Аристотеля: «Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [3, с. 97].
Анализ практических работ и диссертационных исследований позволил выделить ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей по О. О. Гониной:
− «проведение оперативной диагностики для получение первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Педагог, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка;
− работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;
− творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;
− полноценное эмоциональное общение детей с взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;
− использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;
− использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Нетрадиционные техники рисования в работе со школьниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук [4].
К нетрадиционным методам работы с детьми можно отнести использование технологии видеоскрайбинг. Видеоскрайбинг — это видеоролики, в которых отображается процесс рисования определенных графических символов и текста, сопровождаемый закадровой речью [5]. В основе видеоскрайбинга лежит формирование визуальных образов — знаков и символов, которые мы считываем, которые мы может преобразовать с помощью воображения.
Особенностями видеоскрайбинга можно выделить следующее:
− Наличие белой доски и руки с фломастером (как правило);
− Динамика в ролике достигается за счет отображения процесса рисования, движения экрана и руки иллюстратора. Анимационные эффекты, если присутствуют, — играют вспомогательную роль;
− Эффект «детского рисунка». Образы, используемые в видеоскрайбинге, не обязательно являются вершиной изобразительного искусства. Наоборот, простые рисунки, сделанные как бы «на коленке», благосклонно воспринимаются зрителями [6].
Преимуществами данной технологии являются:
− Сочетание изображения, текста и голоса позволяет наглядно представить и доходчиво объяснить сложные идеи.
− Аудитория не просто пассивно просматривает ролики, а постоянно пытается угадать, что произойдет дальше, и чувствует удовлетворение, если его догадка оказывается верной [6].
− Видеоскрайбинг заставляет работать воображение. Видя на экране две точки и кривую, аудитория мысленно дорисовывает улыбающееся лицо.
− Создание такого видео обойдется гораздо дешевле, чем создание традиционного видео-ролика. Поэтому видеоскрайбинг является хорошим вариантом для небольших бизнесов, благотворительных организаций и образовательных учреждений.
− Возможность быстро заинтересовать зрителя, и долгое время удерживать его внимание, так как у зрителя возникает эффект присутствия при написании доклада.
К недостаткам можно отнести:
− Подготовка видеоскрайбинга требует много времени (сценарий, репетиция, видеомонтаж).
Видеоскрайбинг может являться отличным средством развития творческого воображения у подростков:
− Во-первых, для того, чтобы презентовать свой материал с помощью скрайбинга, ребенку необходимо задействовать одновременно несколько органов чувств — слух, зрение, а главное, воображение [7]. Каждый человек является уникальной личностью, продукты его деятельности тоже будут уникальны;
− Во-вторых, развитие воображения происходит синхронно с процессом творчества, создания эскизов, набросков. Данные процессы невозможны друг без друга [7].
Подводя итоги, хочется отметить, что в настоящее время ученики являются участниками учебного процесса, неотъемлемой элемент которого — компьютерные технологии и Интернет. Учитель как организатор и руководитель этого процесса должен использовать ИКТ как один из главных элементов обучения [6].
Видеоскрайбинг является новой формой презентации учебного материала. Его использование позволяет заинтересовать учащихся, привлечь их к обсуждению презентации, при этом развивает коммуникативные навыки, креативное мышление, творческий подход, помогает учителю легко и нестандартно организовать учебную деятельность и разнообразить урок [7]. Главным преимуществом перед всеми технологиями является то, что в такой игровой форме ученики самостоятельно могут подготовить не только доклад, но и целый проект, проявив креативность, творческое мышление и фантазию.
В работе с учащимися необходимо учитывать, что в большинстве заданий должно быть место для творчества ребенка. Такие задания могут быть представлены в форме проекта, доклада и реферата. Да, ребенок может проявить творчество в ходе написания работы, но можно помочь ребенку использовать облачные технологии при защите работ, где он сможет продемонстрировать свою фантазию, умения, навыки и знания. Таким средством может выступить технология видеоскрайбинга.
Литература:
- Штэйнмец, А. Э. Определение воображения, его виды [Электронный ресурс] / А. Э. Штэйнмец — Режим доступа: https://psyera.ru/5126/opredelenie-voobrazheniya-ego-vidy
- Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1053–1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/
- Скоробогатов В. А. Феномен воображения / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова // Философия для педагогики и психологии. — М.: Союз, 2002. -356с.
- Гонина, О. О. Особенности развития воображения младших школьников [Электронный ресурс] / О. О. Гонина // Психология младшего школьного возраста. — Режим доступа: https://psyera.ru/osobennosti-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov_9981.htm
- Лапухова, О. В. Программы для видеоскрайбинга [Электронный ресурс] / О. В. Лапухова // Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. — Режим доступа: http://www.eduneo.ru/712–2/
- Евзикова, О. А. Что такое видеоскрайбинг [Электронный ресурс] / О. А. Евзикова // Информационные технологии в образовании. — 2015. — Режим доступа: http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2–0/chto-takoe-videoskrajbing.html
- Писарев, А. П. Изготовление презентаций средствами MS Power Point [Электронный ресурс] / А. П. Писарев // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2013. — Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/6/23727.html