Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников
Автор: Обвинцев Геннадий Евгеньевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2014
Статья просмотрена: 4557 раз
Библиографическое описание:
Обвинцев, Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников / Г. Е. Обвинцев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6012/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень прозорлив, и вместо того, чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу.
(Ф. Ларошфуко)
В условиях современной российской действительности институт образования столкнулся с необходимостью формирования у подрастающего поколения личностных качеств, которые позволили им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем.
К сожалению, в последние годы наблюдается снижение уровня коммуникативной компетентности и выпускников школ. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные уроки, которые используются в системе школьного образования, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности обучающихся к коммуникации.
Поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся становиться весьма актуальным.
Позвольте задать Вам один только вопрос: множественность позиций — это плохо? Разве наличие выбора из разных вариантов не является показателем развития? Если Вы ответите «ДА» то, как тогда выбрать «самое лучшее решение», если не представляешь себе всех остальных.
Как развить у учащихся коммуникативные навыки и научить выбирать правильное решение из множества других. Именно в этом направлении на помощь педагогам приходит такое действие, как дискуссия. Не будет преувеличением, если сказать, что именно дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом развития принятия решения у учащихся.
Дискуссия — (от лат. discussion) исследование, рассмотрение, обсуждение. Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных значения:
1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.
2. Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых в коллективный поиск истинного, верного решения вопроса.
Дискуссия, как педагогическая методика существенно увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности. Учащиеся получают возможность проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении, а эффективность и заинтересованность обучения повышается в разы.
Одной из форм организации дискуссии являются дебаты.
Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
Технология «Дебаты» предполагает:
- активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности путем включение разных сторон в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
- обеспечение диалогического общения не только между преподавателем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» довольно широки:
Социализирующее значение данной технологиивыражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
Воспитывающая функцияпроявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
Развивающее значениевыражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.
Дидактическая функцияданной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.
Задачи решаемые в процессе дебатов:
1. Осознание у обучающихся противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
2. Актуализация ранее полученных знаний;
3. Творческое переосмысление возможностей их применения.
В зависимости от того, какие цели и задачи ставит учитель на уроке возможно проведение следующих видов дебатов:
1. Командные (дебаты Карла Поппера, парламентские дебаты, дебаты Линькольна-Дугласа и т. п.);
2. Индивидуальные (Импровизационная речь, авторское исполнение и т. п.).
Стоит отметить, что преподавателю придется столкнуться при организации дебатов с рядом трудностей. Среди которых: слабые навыки разговорной речи у учащихся, соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре, нетерпимость к другим мнениям и взглядам, чрезмерная эмоциональность, формальность обсуждения проблемы, недостаточность знаний по заявленной темы, неумение распределить время, доминирование отдельных учащихся в ходе дебатов.
Именно поэтому столь необходимо строго соблюдать три основных принципа дебатов:
1. Уважение — нельзя унижать человека за то, что он с Вами не согласен. Дебаты никогда не касаются личности участников. Дебаты — это столкновение аргументов, а не самих оппонентов.
2. Честность — только проверенные и подтвержденные аргументы и доказательства. Проверенный и подготовленный материал — это сердце ваших логических построений.
3. Главное знание — во все времена основным назначением дебатов было обогащение знаний. Именно поэтому главное в дебатах — обучение. Здесь нет проигравших и победителей, здесь есть только те кто совершенствует свои знания и умения.
Соблюдение указанных принципов позволяют весьма эффективно провести дебаты, в ходе которых учащиеся развивают критическое мышление, навыки устной речи и организации своих мыслей, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе и умение работать в команде.
Успех дискуссии зависит не только от участников, но и от определяется выполнения руководителем (организатором) следующих требований:
- вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными; преподаватель должен обладать широкой общественной и научно-технической эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;
- руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, изучаемые учащимися, увязывать содержание курса с актуальными вопросами современной жизни, с новейшими открытиями в науке и технике;
- обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи преподавателя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь преподавателя остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Подводя итог, стоит отметить, что получаемые лингвистические, интеллектуальные и социальные навыки способствуют успешному взаимодействию в обществе. Однако, несмотря на то, что дебаты являются важной формой проведения занятий, не следует излишне злоупотреблять данной методической формой работы, так как эмоциональный фон не может из урока в урок поддерживаться на высоком уровне. Недопустимо формальное отношение учащихся к дебатам.
Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока при определенном мастерстве и творческом подходе учителя станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если темы будут выбирать сами школьники.
Литература:
1. Алексеева М. П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 3.
2. Бычкова Е. Ю. Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 4.
3. Гладшина И. Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществознание.- 2004. — № 4.
4. Дебаты: Учебно-методический комплект. — М.:Изд-во «Бонфи». -2001. -296 с.
5. Ершова Э. Б., Иоффе А.Н, Осипова Т. В. Книга методик. — М.: Изд-во «Ижица». — 2004. — 92 с.
6. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас».- 2006.
7. Польдяева О. В. Возможности технологии «Дебаты”. // Школьные технологии. № 1, 2007.