Дискуссионное общение как одна из технологий интерактивного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мусаева, У. А. Дискуссионное общение как одна из технологий интерактивного обучения / У. А. Мусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120615/ (дата обращения: 17.12.2024).

Препринт статьи



Проведен анализ дискуссионного общения как особой технологии интерактивного обучения. Рассмотрены компоненты дискуссионного общения, а также принципы организации дискуссии. Оценка эффективности проведения дискуссии.

Ключевые слова: дискуссия, дискуссионное общение, диспут, проблема, предметная область, преподаватель, знания, обучение.

В литературе дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения с одной стороны, и как особую технологию, с другой. На практике, дискуссия, как метод используется в семинарах, деловых играх, кейс — технологиях. В дискуссию входят такие приемы и методы, как анализ ситуации, «мозговой штурм», и т. д.

Термин «дискуссия» произошел от латинского «discussion», что означает рассмотрение или исследование. Этот термин рассматривается применительно к различным областям жизни и деятельности человека. Например, в социальной области дискуссия — это организация совместной деятельности с целью ускорения процесса принятия решения в группе. Если же рассматривать дискуссию в медицине, то это психотерапевтический прием, которым воздействуют на установки и позиции субъекта в дискуссионной группе [1].

Если дискуссии рассматривают множество различных проблем экономического, социального и экологического характера, то по их завершении можно получить достаточно качественные решения. В ходе таких дискуссий у участников формируется способность рассматривать проблемы широко.

Дискуссия позволяет не только обмениваться убеждениями, мнениями, но также может помочь выработать новый взгляд на профессиональную деятельность, на различные явления, окружающих людей, изменение моделей их поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентированной деятельности обучающихся, обеспечение обратной связи между всеми участниками дискуссии и, конечно же, развитие навыков межличностного взаимодействия.

Дискуссия является одной из достаточно эффективных технологий группового взаимодействия, которая повышает эффективность и интенсивность учебного процесса. Дискуссия позволяет обучающимся активно включаться в коллективный поиск истины, усиливает и развивающие, и воспитательные эффекты обучения.

Конечно же, дискуссия создает условия для открытого выражения ее участниками своих позиций, мыслей, воздействует на установки ее участников.

Известна и другая форма публичного обсуждения, очень близкая к дискуссии — это диспут. Термин «диспут» происходит от латинского слова disputare, которая означает рассуждать или спорить. Диспут — это специально организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором могут участвовать две или более стороны, каждая из которых отстаивает свои позиции.

Открытый форум является другой близкой к дискуссии форме публичного обсуждения. Открытые форумы бывают посвящены различным спорным вопросам. На них есть возможность выслушать и обсудить все аспекты проблемных вопросов.

По степени управления дискуссии бывают свободные, неконтролируемые ведущим и дискуссии, направляемые ведущим. Эффективность дискуссии зависит от того, на сколько обладают участники дискуссии определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные как инструкции, или полученные раннее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, знания, опирающиеся на информацию, изученную во время занятий.

Технология дискуссионного общения включает в себя такие составляющие, как:

— мотивационная (готовность, желание принять участие в дискуссии);

— познавательная (знание о предмете спора, проблемная ситуация);

— операционно-коммуникативная (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);

— эмоционально-оценочная (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл).

Мотивацией для организации дискуссии является содействие к возникновению альтернативных мнений, путей решения рассматриваемой проблемы, критерии, обеспечение психологической защищенности участников, конструктивность.

Выбор проблемы дискуссии — это достаточно серьезная задача. В первую очередь, проблема, обсуждаемая в ходе дискуссии, должна соответствовать уровню обучающихся, накопленному ими жизненному опыту, умениям, знаниям, опыту эмоциональной и творческой деятельности. Спор, возникающий в ходе дискуссии, должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия, он должен быть по существу.

Преподаватель формулирует проблему и тему дискуссии. Он создает необходимую мотивацию, пояснить значимость проблемы для участников дискуссии, создать для них доброжелательную атмосферу. Так же необходимо сформулировать вместе с участниками дискуссии правила, которых необходимо придерживаться в ходе дискуссии. Преподаватель должен стараться добиться однозначного понимания терминов, раскрыть суть обсуждаемой темы, руководить дискуссией, поддерживать активность всех участников, соблюдать регламент дискуссии и подключать пассивных участников Преподаватель должен оперативно проводить анализ высказанных участниками дискуссии идей и мнений.

Применяя дискуссионный метод, обучающийся решает такие задачи, как обучение анализу реально возникающих ситуаций, формирование навыков сортировки основного от второстепенного и формулирование проблемы.

Дискуссия позволяет моделировать сложные ситуации, единолично охватить все аспекты проблемы, что является задачей не из простых.

Дискуссия обеспечивает глубокое, активное и личностное усвоение знаний. Дискуссия, в отличие от лекции, может иметь гораздо более долгосрочный эффект. Эмоциональное и активное обсуждение проблемной ситуации ведет к осмыслению полученных знаний, заставляет задуматься участников дискуссии над собственными установками.

Одним из основных достоинств дискуссионного метода является то, что активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся-участников дискуссии, развивает в них коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе; позволяет понять правильность своих установок и правил. Лицо, ведущее дискуссию может сталкивать противоположные точки зрения, подбадривать участников спора репликами: «хорошая мысль», «интересный подход». Ведущий должен помочь участникам сформулировать свои мысли, должен размышлять вместе с ними. Этот момент дает возможность развить сотрудничество между преподавателем и обучающимися — участниками дискуссии, осуществлять гуманизацию учебного процесса.

Практически любое дискуссионное общение предполагает умение пользоваться доказательствами, гипотезой или опровержением, как приемами познавательной деятельности. Гипотеза должна обладать хорошей доказательной силой, отличаться простотой, опираться на полученные ранее знания и умения, содержать предположения, которые можно было бы проверить. При ведении дискуссии, преподаватель может столкнуться с трудностями следующего вида:

— дискуссия может перейти в диалог;

— дискуссия не получается из-за пассивности участников;

— в дискуссии принимает участие незначительная часть аудитории;

— дискуссия переходит в неупорядоченную форму из упорядоченной.

Всегда необходимо оценивать эффективность проведения дискуссии по ряду критериев [1]:

— удовлетворение, получаемое участниками после дискуссии;

— умение учащихся, участников дискуссии правильно, логично излагать свое и чужое мнение;

— культура дискуссии, соблюдаемая участниками;

— умение учащихся доказывать, опровергать и делать выбор;

— получение новых знаний и нового социального опыта в ходе дискуссии;

— умение учащихся пользоваться раннее полученными знаниями;

— умение принять точку зрения другого;

— обмен мнениями между учащимися в ходе дискуссии.

Дискуссия является, конечно же, одним из видов межличностного общения, ведущая в современном образовательном процессе к изучению чего-то нового, необыкновенного. Побуждение участников задуматься над ситуацией, пересмотреть свои убеждения и представления, а также уточнить и определить свою позицию, обязательно научиться аргументировать и отстаивать именно свою точку зрения на те или иные обсуждаемые моменты, но в то же время понимать, что другие тоже могут иметь свой взгляд на это, является бесценным результатом проведения дискуссии, Требование быть индивидуальностью всем участникам дискуссионного общения, является одной из основных задач дискуссии.

Напрашивается следующий вывод, что технология дискуссионного общения является достаточно сложной основой личностно-ориентированного образования. На основе такого общения обучающийся открывает для себя то, что ранее было скрыто по причине одностороннего видения явления, процесса, объекта. В этой интерактивной технологии выявляется равенство позиций всех участников, в результате чего они выступают как части некоторого целого. Педагог — это, как видно из цитаты, «носитель проникновенного слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос».

Как сказано в [2], «преподаватель в современных условиях становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества». Преподавателю необходимо возобновлять свои знания, повышать свою педагогическую квалификацию. Конечно же, будущие преподаватели должны овладевать современными интерактивными технологиями обучения, такими как игры, тренинги, кейсы, игровое проектирование и многие другие приемы обучения. Именно они формируют необходимые для будущей профессии знания, навыки и умения, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику все освоенное.

Объем знаний, необходимый будущему специалисту, увеличивается, но, в это же время, срок обучения в вузе ограничивается всего лишь несколькими годами. Следовательно, надо интенсифицировать учебный процесс, формировать качества, необходимые современным специалистам для будущих различных профессий.

Литература:

  1. С. Б. Ступина. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. Издательский центр «Наука», 2009.
  2. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998–544 с.
  3. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ А. П. Панфилова. — 3-е изд., испр.. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.


Задать вопрос