В статье рассмотрено воображение как психический процесс, особенности развития творческого воображения у слабослышащих детей, а также ресурсы изодеятельности в развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: слабослышащие дети, творческое воображение.
Воображение — это психический процесс, благодаря которому человек может создавать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта.
Л. С. Выготский, считал, что благодаря воображению человек способен творить, разумно планировать свою деятельность и управляет ею [2]. Большая часть человеческой материальной и духовной культуры является продуктом воображения и творчества людей.
По мнению А. В. Брушлинского, воображение для детей дошкольного возраста очень важно, с его помощью детям будет легче понять школьную программу [1].
Пиком развития воображения является период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. На этом этапе очень важно развивать это свойство психики ребенка, потому что сделать это позже будет намного сложнее. Недостаточное внимание к развитию воображения детей может привести к тому, что они не смогут самостоятельно фантазировать. К тому же интерес к творческой деятельности у таких детей не возникает, они не смогут мыслить креативно, особенно если это будет касаться отвлеченных тем.
По мнению Э. Ильенкова, отличительной чертой воображения является переработка прошлого опыта, оно неделимо связано с процессом памяти [5]. Воображение преобразует то, что есть в памяти и присуще только человеку.
Р. С. Немов считал, что человеческий разум — это особый механизм, который постоянно работает [3]. Когда человек спит, когда ест, он постоянно обрабатывает новую информацию. Но бывают моменты, когда новая информация в мозг не поступает, ему не нужно решать новые задачи — тогда появляется время для «отдыха», и здесь включается воображение. Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем.
Т. А. Рибо писал о том, что творческий вариант воображения — это способность ребенка вызывать специальные новые образы, которые станут отображением реальной жизни, но в его особом видении [4].
Воображение складывается в процессе развития ребенка, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Развитие у детей воображения осуществляется поэтапно и напрямую зависит от развития речи, чем лучше уровень развития речи, тем лучше развивается воображение.
Уже на ранних этапах онтогенеза дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников в развитии воображения. Ключевым положением при организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом является понятие о сложной структуре дефекта и системном характере нарушений развития (Л. С. Выготский) [2]. Согласно этому понятию, структуру психического развития ребенка можно представить следующим образом: первичный дефект — нарушение слуха; вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем; отклонения третьего порядка — своеобразие в развитии всех познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления; отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.
Согласно проведенным исследованиям, дошкольники с проблемами слуха продолжительное время занимаются предметно-процессуальной игровой деятельностью, в которой основные действия осуществляются с предметами. Между тем после 5 лет дети должны переходить к новому виду игровой деятельности — ролевой, в процессе которой воображение получит необходимые для развития стимулы.
Дети, у которых не произошел переход к ролевым играм, не способны придумать интересные сценарии, они не могут представить себя на месте сразу нескольких героев, роли которых нужно сыграть. Игры таких детей чаще всего однообразны, в сравнении с играми детей с нормальным слухом. стереотипностью. Можно сказать, что дети с нарушением слуха скорее подражают, чем придумывают что-то свое. Воображение у таких детей тесно связано с восприятием и лишь немного — с памятью. Но при должном коррекционном обучении дети с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, но и проявить более высокие показатели.
В процессе коррекционно-педагогической работы с слабослышащими дошкольниками используются общепедагогические методы, которые позволяют закрепить имеющиеся знания, обеспечить развитие воображения дошкольников, а также их изобразительных умений для последующих воспроизведений разнообразных образов. А также используются специфические методы и приемы, которые непосредственно направлены на формирование воображения.
Чаще всего процесс обучения начинается с объяснения иллюстративного материала. Это позволяет предоставить информацию детям разными способами, такими как зрительно и слухо-зрительно. Одним из приемов данного метода является демонстрация разнообразного наглядного материала.
Так, для формирования воссоздающего воображения и структурных компонентов творческого воображения используются иллюстрации, адекватно отображающие предметы реальной действительности, фотографии, разнообразные натуральные объекты и так далее. В целях формирования операциональных компонентов воображения детям демонстрируются наглядный материал, отражающий способы синтеза образов воображения (акцентирование, агглютинацию, гиперболизацию).
Репродуктивный метод заключается в многократном воспроизведении действий. Данный метод осуществляется посредством различных приемов: описания наглядного изображения объекта, различные упражнения. Как формы организации деятельности детей предусматривается совместная деятельность детей с педагогом и их самостоятельная работа.
Проблемное обучение способствует формированию воображения, активизации познавательной деятельности дошкольников, развитию их творческих возможностей и способностей. В ходе проблемного обучения используются исследовательский метод, эвристический метод и проблемное изложение.
Исследовательский метод предполагает использование имеющихся знаний и навыков для самостоятельного решения детьми творческих задач и активизацию проявления у них различных сторон их творческой деятельности.
Эвристический метод предполагает решение детьми проблемной задачи при помощи педагога: вопрос, который адресован детям, уже содержит или частичное решение, или этапы ее решения; возможно применение подсказки.
Проблемное изложение предусматривает создание проблемной ситуации, раскрытие противоречивости, логики ее решения, доступной системы доказательств. Детям необходимо следить за логикой изложения, контролировать ее, участвовать в процессе решения проблемы.
Отдельно следует отметить использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности для организации работы с детьми с нарушением слуха. Такие технологии создают атмосферу непринужденности и эмоционально-положительное отношение к деятельности, способствуют развитию инициативы и самостоятельности детей.
Таким образом, у детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения определены заторможенным становлением их речи, а именно особенным развитием значений слов, запаздываньем в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Наиболее важными условиями развития воображения у детей с нарушениями слуха являются, во-первых, обогащение их опыта, знаний и представлений о мире, воспитание интереса к чтению художественной литературы; во-вторых, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их.
Литература:
1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. — Воронеж: МОДЭК, 1996.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.
3. Немов Р. С. Психология: в 3 книгах: учебник для высш. пед. учеб. заведений. М: Владос, 1995.
4. Рибо Т. А. Творческое воображение. СПб: тип. Ю. Н. Эрлих, 1901.
5. Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Академия, 2006.