Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 3205 раз

Библиографическое описание:

Хачатурян, Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР / Л. М. Хачатурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1324-1327. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18967/ (дата обращения: 22.12.2024).

Занятия по формированию математических представлений проводятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность.

Занятия направлены на:

-                   выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у детей;

-                   определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у детей, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;

-                   формирование у детей положительного эмоционального отношения к занятиям по развитию элементарных математических представлений;

-                   развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

-                   формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением;

-                   развитие интереса и потребности к эмоциональному общению c учителем и c детьми по ходу занятия;

-                   формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков с использованием ЭМП.

-                   привлечение внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов.

На занятиях по формированию математических представлений важно обеспечить смену различных видов деятельности. Поэтому в свободном доступе детей должны находиться разнообразные наборы мелких однородных и неоднородных предметов, игрушек, а также различный природный и бытовой материалы (крышки и пробки от бутылок, вышедшие из употребления пуговицы, шишки, желуди, бобы, ракушки и др.). В ходе обучения учителю необходимо создать атмосферу игры, которая радует детей, побуждает думать, размышлять, высказываться, решать интересную и значимую задачу.

Особая роль в создании образовательно-развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и др. К ним относятся игры и конструкторы серии «Лето», различные лото, домино, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, картинки-головоломки, карточки-схемы, маршрутные карты и многое другое.

Важным условием успешной работы является гибкость в выборе форм обучения математическим представлениям, хорошо продуманная и интересная система игровых занятий. Учителю необходимо правильно определить место каждого занятия среди других, сделав его звеном единой цепи.

Реализуя работу по формированию математических представлений, учитель учитывает уровень развития детей и особенности обеспечения ее наглядным (демонстрационным, раздаточным) материалом. Исходя из этого он намечает программные задачи, структуру, содержание занятий, подбирает методические приемы и соответствующие дидактические игры и упражнения. Важно, чтобы занятия с аналогичными программными задачами в каждом отдельном случае (с учетом этапа обучения) строились по-разному, поддерживая интерес детей к ним.

Формы организации занятий и их структура многообразны. Они зависят от возраста и подготовленноcти детей, программного содержания занятий, соотношения фронтальных видов работы и количества индивидуально выполняемых заданий и упражнений.

Важное значение для успешной работы имеет личностно-ориентированное, позитивное отношение к ребенку учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ученика. В начале обучения учитель предоставляет каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Учитывая возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, учитель увеличивает также и объем работы. Он положительно оценивает каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию его самостоятельности и активности.

Очень полезно давать детям творческие задания: что-то придумать, догадаться, подобрать похожие ситуации, найти решения. Под руководством учителя дети активно ищут ответ на поставленный вопрос, рассуждают, анализируют, сравнивают, нередко ошибаются, но при его поддержке находят нужное решение. При этом учитель дает каждому ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом детского творческого коллектива, понять, насколько важно его участие в общем поиске решения проблемной ситуации; стремится создать атмосферу взаимопонимания и доверия детей друг другу и взрослому.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов. На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например метание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала. На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т. п.), а также графических знаков.

В работе по развитию представлений о пространственном расположении частей тела учитель может широко использовать игры-шутки, которые многократно повторяются с разными подгруппами детей и со всеми детьми вместе, вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем…» и т. д.

Развитию пространственных ориентировок способствуют разные виды деятельности детей: занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, физкультурные, музыкальные. Важное место в этой работе принадлежит игровым действиям — играм с имитацией (показом) различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички (где сидит ворона, клюет зернышки воробышек, куда побежала кошка, покатился мяч)», «Укажем, где спрятался Мишка-Топтыжка», «Где звенит колокольчик?».

С детьми также проводятся подвижные игры, требующие определенного направления передвижения в пространстве, такие как «Догоним мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Прятки», «Поезд», «Птички летают» и др.

Постепенно дети приучаются слышать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения, а также соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, за, под, здесь, там, тут, туда, сюда и др.). В то же время учитель побуждает детей к тому, чтобы они повторяли за ним и сами использовали в речи некоторые предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения (тут, там, на, под и др.)

Также в процессе рисования, совместного изготовления самоделок, учим детей воспроизводить ритмический рисунок последовательности времен года, месяцев, частей суток, дней недели и т. д.

Стимулируем интерес детей к играм игровым упражнениям на основе содержания сказок, стихотворений, игр и желание активно участвовать в них, использую символические средства, характеризующие времена и месяцы года.

Развиваем мыслительную деятельность детей, определяя противоположные части суток, предшествующие друг другу. Организуем словесные игры на называние основных признаков, характерных для частей суток. Возможно, проводить беседы с детьми о необратимости времени. Упражняем детей в определении времени по часам.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием — это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Поэтому автор пособия начинает свои методические рекомендации с методически правильного применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР.

Методические рекомендации по использованию дидактических игрв работе с детьми с задержкой психического развития.

1.        Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

2.        Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

3.        В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4.        При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.

5.        Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

6.        Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного...).

7.        Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом ребенка.

8.        Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

9.        Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

10.    В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

11.    Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

12.    Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по формированию математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

1.      При проведении любого коррекционно-развивающего занятия по математике необходимо учитывать психофизические особенности детей с ЗПР.

2.      Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.

3.      Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого — к сложному.

4.      Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

5.      На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.

6.      Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.

7.      Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.

8.      При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т. е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.

9.      Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые…), так и нетрадиционные, новационные подходы.

10.  Грамотно использовать наглядность.

11.  Задействовать возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.

12.  Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.

13.  Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.

14.  Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

15.  Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дидактическая игра, игра, занятие, психическое развитие, учитель, представление, двигательное действие, коррекционная работа, пространственная ориентировка.


Похожие статьи

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Методологические подходы в формировании грамматической стороны речи детей в ДОО

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Организация деятельности по формированию умений моделирования при решении задач с геометрическим содержанием у младших школьников

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Похожие статьи

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Методологические подходы в формировании грамматической стороны речи детей в ДОО

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Организация деятельности по формированию умений моделирования при решении задач с геометрическим содержанием у младших школьников

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Задать вопрос