Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучина, А. И. Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / А. И. Кучина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13350/ (дата обращения: 23.11.2024).



Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют недостаточное или дисгармоничное формирование ряда психических функций, которые необходимы им для полноценного речевого поведения и перехода на новый уровень речевого и интеллектуального развития — овладения письменной речью. Ведь полноценное формирование и взаимодействие сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи — это залог успешности процесса подготовки детей к овладению письменной речью, а следовательно, избежание появления у детей нарушений письменной речи.

Письменная речь — это вербальное общение, которое реализуется с помощью письменных текстов, а также её характерным признаком является сложная композиционно-структурная организация.

Функциональный базис письменной речи — это психофизиологическая основа, на которой формируется чтение и письмо.

В XIX веке ученые С. Вернике и Л. Лихтгейм, рассматривали письменную речь как оптико-моторный акт. Современные исследователи письменной речи указывают на связь не только с незрелостью зрительно-пространственных представлений и расстройствами ориентировки в пространстве, но и с нарушениями устной речи. [5]

Проанализируем работы основоположников данной проблемы и современные подходы к рассмотрению компонентов функционального базиса письма.

Р. Е. Левина отмечает, что формирование письменной речи связано с развитием таких компонентов устной речи, как, фонетико-фонематическая сторона речи и лексико-грамматический строй речи. [4]

По мнению А. Н. Корнева, функциональный базис письма — это многоуровневая система, включающая наиболее сложные навыки и функции, при этом у навыков письма и чтения психологическая основа незначительно отличается. В своих работах он отмечает, что устная речь — это один из главных компонентов в психологическом базисе письма. Также, по его мнению, в состав функционального базиса письма, следует отнести не только развитость языковых компонентов речи, но и особенности зрительно-пространственной ориентировки, а также состояние изобразительно-графических способностей и другое. Предпосылки функционального базиса письма формируются и развиваются к старшему дошкольному возрасту.

Также А. Н. Корнев выделяет 3 уровня функционального состава письменной речи:

I уровень — это навык звукобуквенной символизации; навык моделирования звуковой структуры слов; графомоторные навыки.

II уровень — это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

III уровень — это интеллектуальное развитие; развитие приобретённых рефлексов; уровень развития сукцессивных способностей; развитие мелкой моторики. [1]

Взаимодействие всех этих компонентов учитывала в своей работе А. В. Лагутина. [2]

Исходя из этого, можно выделить основные компоненты письменной речи. Рассмотрим их подробнее.

Первый компонент — фонетический строй речи — определяется необходимостью воспроизведения правильной артикуляции для точного обозначения на письме всех звуков русского языка.

Второй компонент — фонематический строй речи — в соответствии с фонематическим восприятием обозначение букв соответствует тем фонемам, которые слышны в слове.

По мнению А. Н. Корнева, развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:

– Дофонетическая стадия. Для неё характерно недоступность процессов дифференциации звуков речи, осознание речи, а также активных речевых возможностей.

– Начальная стадия овладения восприятием фонем. Характерной чертой этой стадии является отличие акустически наиболее контрастных фонем и отсутствие различий между близкими по дифференциации признаками.

– Третья стадия. На этой стадии дети слышат звуки в соответствии с их фонематическими особенностями, доступно различение между правильным и неправильным звукопроизношением.

– Завершение развития фонематического восприятия. Для детей, на этой стадии, характерно правильное восприятие и произношение звуков.

– Четвёртая стадия. Здесь характерно осознание звуковой стороны слова и компонентов, из которых она состоит. [1]

Третий компонент — языковой анализ и синтез, то есть умение обратить внимание на один элемент из целого или соединить несколько элементов в целое. Выделено три типа анализа устной речи, в соответствии с онтогенезом: анализ слов в предложении, анализ и синтез слогов, звуковой анализ и синтез слов.

Р. И. Лалаева считает, что звуковой анализ и синтез слов включает ряд операций, характеризующий уровень сформированности этого психического процесса:

  1. Вычленение звука на фоне слова.
  2. Выделение звука в начале и в конце слова.
  3. Формы сложного звукового анализа (обозначение количества, расстановка звуков в слове и определение места звука в слове). [3]

Четвёртый компонент — лексический строй речи — связан с необходимостью сформированности словарного запаса, который играет важную роль на этапе образования смысловых элементов письменной речи.

Итак, перед тем как приступить к занятиям по обучению грамоте у детей должны сформироваться: все части речи; все процессы словообразования, дети должны уметь называть группу предметов обобщающим словом.

Пятый компонент — грамматический строй речи — предполагает, что грамматика делится на два значительных раздела: морфологию, которая подразумевает законы изменения слов и синтаксис, в котором рассматриваются законы сочетания слов в предложении.

К началу обучения грамоте у ребёнка должны сформироваться такие представления как: число, род и падеж существительных.

В вышеперечисленный перечень следует включить ещё один компонент — просодический строй речи — это сложный комплекс элементов, включающий темп, ритм, паузы, логическое ударение, они важны для становления выразительного чтения и усвоения пунктуации при формировании письменной речи.

Исходя из вышесказанного, нами был сделан вывод, что расстройство письменной речи тесно связано с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития устной речи.

Нейропсихологические исследования, а также исследования в области патопсихологии показали, что компонентами функционального базиса письменной речи являются: зрелость зрительно-пространственных представлений, развитость слухо-моторных и оптико-моторных координаций, сформированность общей моторики и процесса внимания, а также целенаправленность деятельности, процесс саморегуляции и самоконтроль за действиями. [5]

Е. В. Шереметьева, Э. А. Богатырева, И. В. Зуева в совместной статье приходят к выводу, что зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез — это основа для написания подлежащих оптических знаков, то есть букв нужного графического начертания. Это основа для восприятия формы, величины предмета; для умения выделять отдельные элементы из целого или умения объединять отдельные элементы в целое.

Различение человеком пространства — развивается на основе восприятия человеком собственного тела. Только после сформированности восприятия схемы тела идёт становление ориентировки по отношению к предметам, в пространстве листа, в пространстве буквы.

Сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т. е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. [6]

Необходима также сформированность всех высших психических функций — внимание, память, восприятие, эмоционально-волевые процессы, регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения. Так же важное значение имеет формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. Б. Г. Ананьев отмечает, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма. [3]

Мы приходим к выводу: если к началу обучения у ребенка не сформированы все компоненты письменной речи, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

Таким образом, мы рассмотрели функциональный базис письменной речи, который должен быть сформирован, для нормального развития письменной речи у ребёнка. Если какой-то компонент (компоненты) нарушен (ы), то можно говорить о риске нарушений письменной речи.

Литература:

  1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2003 — С. 103.
  2. Лагутина А. В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи / А. В. Лагутина // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 48.
  3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. — М.: Владос, 2004. — С. 112–129.
  4. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — М., 1961. — С. 87.
  5. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — М.: Юристъ, 1997. — С. 135.
  6. Шереметьева Е. В. Состояние базовых компонентов усвоения основных школьных умений и навыков учениками подготовительного и первого класса школы V вида / Е. В. Шереметьева, Э. А. Богатырева, И. В. Зуева // Материалы Четвертой международной конференции Российской ассоциации дислексии. — 2009. — С. 136–140.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, компонент, устная речь, III, функциональный базис письма, функциональный базис, звуковой анализ, зрительно-моторная координация, интеллектуальное развитие, фонематическое восприятие.

Похожие статьи

Особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Теоретическое изучение активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре

Похожие статьи

Особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Теоретическое изучение активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре