Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.11.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Валеева, А. Р. Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи / А. Р. Валеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 360-362. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107780/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Ключевые слова : нарушение письменной речи, дисграфия, виды дисграфии, проявления дисграфии, специфические ошибки.

Дошкольный возраст — особо важен в становлении личности ребёнка: от несамостоятельных элементов, «комплекса оживления», до потребности в общении со сверстниками и взрослыми, от удовлетворения первых биологических потребностей до умения подчинять свое поведение, нормам и правилам человеческого общества. Необходимость преодоления различных речевых нарушений усиливается значительным влиянием состояния устной и письменной речи ребенка на все сферы его жизни, и в первую очередь — на готовность к обучению, психологический комфорт, самооценку, эмоционально-волевую сферу, на социальную адаптацию в целом. Речевые нарушения вызывают ограничение образовательного маршрута, делают невозможным эффективное привлечение и включение ребенка указанной категории в образовательный процесс, вместе с тем — реализацию ребенком права на качественное образование.

Анализируя отечественную и зарубежную литературу, можно отметить, что понятие дисграфии по-разному определяется разными педагогами — исследователями, М. Е. Хватцев, отмечал, что дисграфия — частичное расстройство процесса письма, затрудненное овладением этим навыком. Но, большинство сходятся во мнении, что дисграф — это частичное специфическое нарушение письма, т. е. нарушение, не связаное с усвоением орфографических правил.

В современной логопедии чаще всего выделяют такие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая; акустическая (фонематическая); дисграфия, связанная с нарушением различных форм речевого анализа и синтеза; аграмматическая (в некоторых исследованиях — грамматическая); оптическая.

В отличии от отечественной, на западе педагоги подмечают три формы нарушения письма: дисграфия как симптом дислексии, дисграфия, обусловленная моторной неловкостью; дисграфия, обусловленная нарушением пространственного восприятия.

Но все исследователи сходятся в том, что основными причинами дисграфии являются:

– наследственная склонность к дисграфии, когда наследуется качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в письменной речи;

– органические речевые нарушения;

– трудности становления латерализации (функциональной симметрии в деятельности парных сенсомоторных органов);

– расстройства восприятия пространства и времени;

– системные нарушения речи, тормозят и нарушают всю устную речь во всех ее проявлениях и чувство ритма и др.

Сейчас в логопедии богато освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфий. Большой вклад в раскрытие этого диагноза внесли ученые-практики: И. М. Ефименкова, Л. М. Козырева, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, А. А. Логинова, Е. В. Мазанова Л. Г. Парамонова, И. М. Садовникова, Е. Ф. Соботович, А. А. Токарева, С. Б. Яковлев, и др.

Определение понятия дисграфии не в полной мере отражает особенности нарушения и сложность его структуры, т. к. часто не учитываются психические процессы (восприятие, узнавание, различение, память, мышление, речевая деятельность), являющиеся основными предпосылками формирования навыков и умений, которые необходимы для овладения процессом письменной речи. Коррекционной работа, должна основываться на принципах психолингвистического подхода, т. е. определение и уточнение причин и механизмов, данного нарушения.

С понятием «письмо» специалисты обычно связывают сложную форму знаковой деятельности, что позволяет фиксировать и передавать чужую речь с помощью системы графических знаков. Овладение письмом происходит путем последовательного освоения его операционного состава.

А. Н. Леонтьев отмечал, что, письмо состоит из нескольких операций: символическое обозначение звуков речи (то есть фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графо-моторные операции. Каждая из них является самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Навык символизации, то есть буквенного обозначения фонем, формируется на основе развития у ребенка способности к символизации: символической игры, изобразительной деятельности и тому подобное. Кроме того, необходимым ее условием является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания.

Для овладения письмом важно знать, как правильно произносится слово и уметь анализировать его звуковую сторону. Если вернуться к истокам этого процесса, то необходимым становится освещение психологических предпосылок формирования письма, нарушение и несформированность которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей.

Психологическими предпосылками формирования процесса письма являются такие моменты, как:

– сформированность (или сохранение) устной речи, произвольное овладение письмом, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;

– формирование (или сохранение) различных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: визуально-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знания и ощущения схемы тела, ориентировки в направлениях и сторонах;

– сформированность двигательной сферы — тонкой моторики, предметных действий, то есть различных видов праксиса руки, подвижности, переключения, устойчивости и др.;

– формирование у детей абстрактных способов деятельности возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями;

– сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерениями, мотивация поведения.

Существует также и комплекс функциональных предпосылок письма, который представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы. Первые два вида операций в ситуациях фонетического письма (но, по правилам графики) протекают несколько иначе, чем в тех случаях, где требуется использование орфографических правил.

Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма, в среднем, завершается к 6–7-летнему возрасту, психологическая система письма будет меняться в сторону перехода от овладения техникой записи к формированию письменной речи, письменного выражения мыслей.

Педагогическая работа специалистов, по коррекции и стимуляции невербальных средств коммуникации должна опираться на положительный настрой, осознание собственных эмоций и ощущений, важно научить регулировать и контролировать свое поведение. Нужно учить понимать и соблюдать правила игр, формировать умение действовать по инструкции; доверять друг к другу.

На начальном этапе следует предложить комплекс таких игр:

«Узнай эмоции» (умение распознавать и понимать по мимике лица эмоциональное состояние человека);

«Оркестр» (формировать умение выплескивать гнев или накопившиеся отрицательные и положительные эмоции с помощью музыкальных инструментов, погремушек и т. д.)

«Рисование ладонями» (умение снимать мышечное напряжение, детям предлагают пальцами или ладошками рисовать картинки на спине друг друга. Ребенок — «художник» рисует на спине другого и при этом он должен смотреть на взрослого, который будет показывать, как и что рисовать. А тот, ребенок, на спине которого «рисуют», закрывает глаза и пытается угадать что «рисуют».

«Настроение и походка» (снимать мышечные зажимы, эмоциональное напряжение, и тревожность. В ходе игры взрослый просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем как синичка, а теперь — как тяжелый самолет) и т. д.

Дисграфия, в основном, это врожденное расстройство, процесс письма при этом изначально формируется искаженно и связано с различными нарушения речи: дислалия, дизартрия, алалия. Последние приводят к особым трудностям в овладении письменной речью, в тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большим трудом и требует длительной специальной помощи.

Симптомами дисграфий принято считать устойчивые ошибки в письменных работах детей младшего школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.

Следует отметить важное значение своевременного формирования письменной и устной речи, выявление причин трудностей письма, возникающих у ребенка в период овладения им грамотой, и предоставление целенаправленной, квалифицированной помощи. Важно выявление признаков возможного возникновения трудностей при овладении письмом еще до начала обучения ребенка грамоте (т. е. в дошкольном возрасте), чтобы успеть предварить возможные затруднения.

Литература:

  1. Жулина, Е. В. Опыт профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии посредством инновационных технологий / Е. В. Жулина, Ю. В. Борисова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60–4. — 160.
  2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
  4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 291 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, нарушение, овладение письмом, устная речь, дошкольный возраст, пространственное восприятие, ребенок, умение.


Ключевые слова

дисграфия, нарушение письменной речи, виды дисграфии, проявления дисграфии, специфические ошибки

Похожие статьи

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Особенности речевого развития младшего школьника

Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи

В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Похожие статьи

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Особенности речевого развития младшего школьника

Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи

В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Задать вопрос