Психолого-педагогические условия развития мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 08.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мосина, Э. Г. Психолого-педагогические условия развития мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи / Э. Г. Мосина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18707/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор исследует уровень развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи и психолого-педагогические условия его развития.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, мышление, нарушения письменной речи.

Достаточно актуальной в настоящее время является проблема развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, так как «в основе нарушений письма у детей лежат проблемы овладения устной речью, трудности оптико-пространственных представлений и зрительного восприятия» [4, с. 28]. Даже те дети, имеющие нарушения письменной речи, которые обладают способностью хорошо и быстро выполнять учебные задачи в наглядно-действенном плане, допускают множество ошибок в письменных работах и не справляются с заданиями, представленными в образной или словесно-логической форме. Таким образом, «существует насущная необходимость поиска и определения эффективных психолого-педагогических условий для развития мышления детей младшего школьного возраста с различными нарушениями письменной речи» [2, с. 31].

С целью выявления эффективных психолого-педагогических условий развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ «Байкитская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края. В исследовании приняли участие 80 детей младшего школьного возраста с различными нарушениями письменной речи (учащиеся 2–3-ых классов).

Опытно-экспериментальное исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

На констатирующем этапе, проводимом с целью выявления уровней развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, было выявлено, что среди детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи контрольного и экспериментального классов преобладал средний уровень наглядно-действенного мышления, средний уровень наглядно-образного мышления, средний уровень развития словесно-логического мышления, средний уровень скорости мышления и низкий уровень логичности и гибкости мышления.

С целью развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи нами была разработана специальная программа «Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи» и проведена в экспериментальном классе в период с октября 2023 года по апрель 2024 года. В процессе реализации данной программы использовались такие коррекционные методы как аналитико-синтетический, метод коррекции внимания, восприятия и памяти.

На проводимых занятиях мы учили младших школьников, имеющих нарушения письма, логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации, развивали скорость и гибкость мышления, учили выделять существенные признаки и закономерности предметов, определять отношения между понятиями и связи между явлениями и понятиями, концентрировать, переключать своё внимание, самостоятельно выполнить задания, осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.

К примеру, на занятии на тему «Учимся сравнивать», проводимом с целью развития словесно-логического мышления, детям предъявлялись картинки с изображениями разных объектов и предлагалось назвать их существенные признаки, разложить их по определенным признакам. Предлагались изображения каких-либо предметов, сложенных из палочек и давалось задание что-то убрать или добавить, чтобы получились домик, корабль, рыбка и др. Дети дорисовывали недостающие изображения на карточках с изображением разных геометрических фигур или предметов, расположенных в три ряда, предлагалось раскрасить одинаковые предметы одним цветом.

Школьникам предлагались самые различные, интересные для них, задания: рассмотреть картинку с изображением гномиков, одетых одинаково, найти тень, принадлежащую какому-то животному, найти отколотый кусок тарелки на картинке, продолжить предложение, найти общее между парами слов, нарисовать точки в разных комбинациях, нарисовать точками контур рисунка и обвести его, нарисовать прямые линии без отрыва карандаша и др.

Занятия по развитию мышления соединялись с образовательным процессом, предполагающим активное воздействие на умственное и речевое развитие младших школьников с нарушениями письменной речи, используя различные дидактические игры и игровые упражнения, игровые приемы и задания, головоломки и загадки, которые делают мыслительную деятельность детей более актуальной и значимой [1, 3].

Также нами была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, с соблюдением принципов вариативности, полифункциональности, трансформируемости, педагогической целесообразности и доступности. Благодаря наглядности мы старались создать определённую конкретность и образность в абстрактном мышлении детей, выработать у них умение искать и находить общее в самых различных явлениях и процессах, повысить познавательный интерес к предметам, расширить их кругозор.

С целью выявления эффективности реализации программы развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы в контрольном и экспериментальном классе с использованием тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе. На контрольном этапе было выявлено, что в контрольном классе результаты практически не изменились, тогда как в экспериментальном классе заметна положительная динамика (см. таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи

Уровни

Дети младшего школьного возраста

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Констатирующий

этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во (%)

Кол-во (%)

Кол-во (%)

Кол-во (%)

Наглядно-действенное мышление

Низкий

14 (35 %)

13 (33 %)

15 (37 %)

7 (18 %)

Средний

22 (55 %)

23 (57 %)

21 (53 %)

23 (57 %)

Высокий

4 (10 %)

4 (10 %)

4 (10 %)

10 (25 %)

Наглядно-образное мышление

Низкий

16 (40 %)

16 (40 %)

17 (43 %)

10 (25 %)

Средний

22 (55 %)

22 (55 %)

20 (50 %)

20 (50 %)

Высокий

2 (5 %)

2 (5 %)

3 (7 %)

10 (25 %)

Словесно-логическое мышление

Низкий

12 (30 %)

11 (28 %)

14 (35 %)

10 (25 %)

Средний

25 (63 %)

26 (65 %)

22 (55 %)

22 (55 %)

Высокий

3 (7 %)

3 (7 %)

4 (10 %)

8 (20 %)

Скорость мышления

Инертное

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Ниже среднего

11 (27 %)

10 (25 %)

12 (30 %)

5 (12 %)

Средняя

25 (63 %)

25 (63 %)

25 (63 %)

25 (63 %)

Хорошая

4 (10 %)

5 (12 %)

3 (7 %)

10 (25 %)

Высокая

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Логичность и гибкость мышления

Низкий

26 (65 %)

26 (65 %)

27 (67 %)

15 (37 %)

Хороший

14 (35 %)

14 (35 %)

13 (33 %)

25 (63 %)

Высокий

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Результаты, полученные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют об эффективности разработанной нами и проведенной в экспериментальном классе программы развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи. Таким образом, выдвинутая нами исследовательская гипотеза на начальном этапе работы о том, что процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи будет эффективным при таких психолого-педагогических условиях как учет педагогических и психологических закономерностей процесса усвоения знаний, использование специальных игровых приемов и упражнений, учитывающих речевую депривацию детей, создание предметно-развивающей среды, нашла свое подтверждение. Это делает возможным рекомендовать учителям начальных коррекционных классов, педагогам и психологам коррекционного воспитания и обучения, студентам-практикантам в своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. Блинова Е. В. Методы и приемы развития мышления детей младшего школьного возраста с различными нарушениями речи // Начальная школа. 2020. № 4. С. 88–91.
  2. Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: методическое пособие. СПб.: Речь, 2016. 176 с.
  3. Синицына Е. И. Умные занятия и игры. М., 2020. 240 с.
  4. Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи. М., 2016. 176 с.