Психолого-педагогические условия развития мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи
Автор: Мосина Эллада Григорьевна
Научный руководитель: Голубничая Елена Владимировна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 08.11.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Мосина, Э. Г. Психолого-педагогические условия развития мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи / Э. Г. Мосина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18707/ (дата обращения: 13.11.2024).
Препринт статьи
В статье автор исследует уровень развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи и психолого-педагогические условия его развития.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, мышление, нарушения письменной речи.
Достаточно актуальной в настоящее время является проблема развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, так как «в основе нарушений письма у детей лежат проблемы овладения устной речью, трудности оптико-пространственных представлений и зрительного восприятия» [4, с. 28]. Даже те дети, имеющие нарушения письменной речи, которые обладают способностью хорошо и быстро выполнять учебные задачи в наглядно-действенном плане, допускают множество ошибок в письменных работах и не справляются с заданиями, представленными в образной или словесно-логической форме. Таким образом, «существует насущная необходимость поиска и определения эффективных психолого-педагогических условий для развития мышления детей младшего школьного возраста с различными нарушениями письменной речи» [2, с. 31].
С целью выявления эффективных психолого-педагогических условий развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ «Байкитская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края. В исследовании приняли участие 80 детей младшего школьного возраста с различными нарушениями письменной речи (учащиеся 2–3-ых классов).
Опытно-экспериментальное исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На констатирующем этапе, проводимом с целью выявления уровней развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, было выявлено, что среди детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи контрольного и экспериментального классов преобладал средний уровень наглядно-действенного мышления, средний уровень наглядно-образного мышления, средний уровень развития словесно-логического мышления, средний уровень скорости мышления и низкий уровень логичности и гибкости мышления.
С целью развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи нами была разработана специальная программа «Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи» и проведена в экспериментальном классе в период с октября 2023 года по апрель 2024 года. В процессе реализации данной программы использовались такие коррекционные методы как аналитико-синтетический, метод коррекции внимания, восприятия и памяти.
На проводимых занятиях мы учили младших школьников, имеющих нарушения письма, логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации, развивали скорость и гибкость мышления, учили выделять существенные признаки и закономерности предметов, определять отношения между понятиями и связи между явлениями и понятиями, концентрировать, переключать своё внимание, самостоятельно выполнить задания, осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.
К примеру, на занятии на тему «Учимся сравнивать», проводимом с целью развития словесно-логического мышления, детям предъявлялись картинки с изображениями разных объектов и предлагалось назвать их существенные признаки, разложить их по определенным признакам. Предлагались изображения каких-либо предметов, сложенных из палочек и давалось задание что-то убрать или добавить, чтобы получились домик, корабль, рыбка и др. Дети дорисовывали недостающие изображения на карточках с изображением разных геометрических фигур или предметов, расположенных в три ряда, предлагалось раскрасить одинаковые предметы одним цветом.
Школьникам предлагались самые различные, интересные для них, задания: рассмотреть картинку с изображением гномиков, одетых одинаково, найти тень, принадлежащую какому-то животному, найти отколотый кусок тарелки на картинке, продолжить предложение, найти общее между парами слов, нарисовать точки в разных комбинациях, нарисовать точками контур рисунка и обвести его, нарисовать прямые линии без отрыва карандаша и др.
Занятия по развитию мышления соединялись с образовательным процессом, предполагающим активное воздействие на умственное и речевое развитие младших школьников с нарушениями письменной речи, используя различные дидактические игры и игровые упражнения, игровые приемы и задания, головоломки и загадки, которые делают мыслительную деятельность детей более актуальной и значимой [1, 3].
Также нами была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, с соблюдением принципов вариативности, полифункциональности, трансформируемости, педагогической целесообразности и доступности. Благодаря наглядности мы старались создать определённую конкретность и образность в абстрактном мышлении детей, выработать у них умение искать и находить общее в самых различных явлениях и процессах, повысить познавательный интерес к предметам, расширить их кругозор.
С целью выявления эффективности реализации программы развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы в контрольном и экспериментальном классе с использованием тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе. На контрольном этапе было выявлено, что в контрольном классе результаты практически не изменились, тогда как в экспериментальном классе заметна положительная динамика (см. таблица 1).
Таблица 1
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи
Уровни |
Дети младшего школьного возраста |
|||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
|||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Кол-во (%) |
Кол-во (%) |
Кол-во (%) |
Кол-во (%) |
|
Наглядно-действенное мышление |
||||
Низкий |
14 (35 %) |
13 (33 %) |
15 (37 %) |
7 (18 %) |
Средний |
22 (55 %) |
23 (57 %) |
21 (53 %) |
23 (57 %) |
Высокий |
4 (10 %) |
4 (10 %) |
4 (10 %) |
10 (25 %) |
Наглядно-образное мышление |
||||
Низкий |
16 (40 %) |
16 (40 %) |
17 (43 %) |
10 (25 %) |
Средний |
22 (55 %) |
22 (55 %) |
20 (50 %) |
20 (50 %) |
Высокий |
2 (5 %) |
2 (5 %) |
3 (7 %) |
10 (25 %) |
Словесно-логическое мышление |
||||
Низкий |
12 (30 %) |
11 (28 %) |
14 (35 %) |
10 (25 %) |
Средний |
25 (63 %) |
26 (65 %) |
22 (55 %) |
22 (55 %) |
Высокий |
3 (7 %) |
3 (7 %) |
4 (10 %) |
8 (20 %) |
Скорость мышления |
||||
Инертное |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
Ниже среднего |
11 (27 %) |
10 (25 %) |
12 (30 %) |
5 (12 %) |
Средняя |
25 (63 %) |
25 (63 %) |
25 (63 %) |
25 (63 %) |
Хорошая |
4 (10 %) |
5 (12 %) |
3 (7 %) |
10 (25 %) |
Высокая |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
Логичность и гибкость мышления |
||||
Низкий |
26 (65 %) |
26 (65 %) |
27 (67 %) |
15 (37 %) |
Хороший |
14 (35 %) |
14 (35 %) |
13 (33 %) |
25 (63 %) |
Высокий |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
Результаты, полученные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют об эффективности разработанной нами и проведенной в экспериментальном классе программы развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи. Таким образом, выдвинутая нами исследовательская гипотеза на начальном этапе работы о том, что процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи будет эффективным при таких психолого-педагогических условиях как учет педагогических и психологических закономерностей процесса усвоения знаний, использование специальных игровых приемов и упражнений, учитывающих речевую депривацию детей, создание предметно-развивающей среды, нашла свое подтверждение. Это делает возможным рекомендовать учителям начальных коррекционных классов, педагогам и психологам коррекционного воспитания и обучения, студентам-практикантам в своей педагогической деятельности.
Литература:
- Блинова Е. В. Методы и приемы развития мышления детей младшего школьного возраста с различными нарушениями речи // Начальная школа. 2020. № 4. С. 88–91.
- Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: методическое пособие. СПб.: Речь, 2016. 176 с.
- Синицына Е. И. Умные занятия и игры. М., 2020. 240 с.
- Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи. М., 2016. 176 с.