В статье отражён нейропсихологический подход в изучении предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников.
Проблема обучения грамоте старших дошкольников занимает особое место в педагогике и психологии, так как она напрямую связана с ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку ребенка [9]. На современном этапе развития образования одним из важных аспектов успешного обучения детей в школе является уровень сформированности предпосылок к овладению детьми этими навыками в дошкольном возрасте [2]. Большое количество детей, к моменту поступления в первый класс, психически не готовы к овладению грамотой, а, конкретно, к приёму и переработке получаемой информации. Для успешного овладения грамотой важна сохранность и функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа; хорошее состояние зрительных и моторных функций; осознание собственной речи и овладение ею; достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций, эмоционально-личностная зрелость ребенка [5]. Анализируя данные вопросы с точки зрения различных наук, ученые (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, А. Н. Корнева, Л. И. Лалаевой и др.), определяют важные для овладения грамотой психофизиологические компоненты, являющиеся предпосылками усвоения письма, предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте, предпосылками к освоению школьных навыков и т. п. Все структурные психофизиологические компоненты выступают необходимыми предпосылками готовности к успешному овладению грамотой, а нарушения их формирования могут стать причиной появления трудностей в овладении данным процессом [2]. Трудности в овладении грамотой у детей могут быть обусловлены нарушениями в формировании энергетической функции, нарушением саморегуляции, пространственного восприятия и памяти, и другими нарушениями в работе высших психических функций и основных связей между мозговыми центрами [4]. При выявлении трудностей в овладении грамотой у детей и при дальнейшей коррекционной работе необходимо использовать подход, который обеспечивает комплексное формирование высших психических функций и слаженную работу отдельных компонентов ВПФ. А конкретно, нейропсихологический подход, основоположником которого является А. Р. Лурия (2003). А. Р. Лурия основал теорию, условно разделив все отделы мозга на три структурно — функциональных блока. 1 блок — энергетический, он обеспечивает регуляцию тонуса или бодрствования (поддерживает работу мозговых структур в активном состоянии, обеспечивает внемодальные внимание и память, осуществляет процессы мотивации и эмоций). 2 блок — блок приёма, переработки и хранения информации, поступающей через разные анализаторы (зрительное восприятие и распознавание графической информации; дифференцировка фонем и формирование смыслоразличительной функции; фонематический анализ; оперативная слухо-речевая и зрительно-речевая память; понимание сложных логико-грамматических конструкций и актуализация нужных слов; конструктивный праксис, кинестетический речевой гнозис и праксис). 3 блок — блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности (участки мозга этого блока обеспечивают плавность движений в процессе письма, плавный переход с одного артикуляционного уклада на другой, а также обеспечение формирования замысла, осуществление контроля). Учитывая все вышеизложенное, нейропсихологические предпосылки к письменной речи стоит рассматривать именно как анатомическую целостность и функциональную зрелость мозговых структур, регулирующих процессы чтения и письма [5].
Мы можем выделить речевые и неречевые нейропсихологические предпосылки формирования навыка письма и чтения, опираясь на знания о структурно-функциональных блоках мозга. Первой предпосылкой является сформированность устной речи (лексика, грамматика и фонетика), которая регулируется функционированием анатомических образований 2 и 3 блоков мозга. Вторая предпосылка заключается в сохранности разных видов гнозиса, что обеспечивается функционированием 2 блока мозга (фонематическое восприятие, за которое отвечает зона Вернике), кинестетический гнозис (7 и 40 корковые поля), зрительный гнозис (19 корковое поле). Третью предпосылку, которая заключается в сформированности двигательной сферы, особенно разных видов праксиса руки, регулирует 2 структурно-функциональный блок мозга. Четвертая предпосылка обеспечивает формирование у детей абстрактных способов деятельности и регулируется третичными полями коры больших полушарий головного мозга. И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения, её регуляция осуществляется 3 структурно-функциональным блоком мозга [6]. Таким образом, психофизиологической основой функциональной системы чтения и письма является совместная деятельность различных зон головного мозга, где каждая вносит свой специфический вклад в осуществление этих сложных процессов [7]. Нарушение деятельности хотя бы одного из звеньев приведет к отклонениям в работе всей системы и проявится в особых типах нарушения чтения и письма.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить нарушение в работе психических компонентов, или несформированность тех или иных зон головного мозга.
А. В. Семенович [8] проводит экспериментально-психологическое обследование по следующим параметрам: 1. Двигательные функции: кинестетический праксис, кинетический (динамический) праксис, пространственный праксис; 2. Тактильные и соматогностические функции; 3. Зрительный гнозис; 4. Пространственные представления: пространственный гнозис, самостоятельный рисунок, копирование; 5. Слуховой гнозис; 6. Память: слухоречевая память, зрительная память; 7. Речевые функции; 8. Письмо, чтение и счет; 9. Интеллектуальные функции;
Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова [1]. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». В разделе «Исследование функций блока приема, переработки и хранения информации» собраны следующие методики обследования функций, необходимых для формирования предпосылок навыка письменной речи: 1. Переработка кинестетической информации. Праксис позы пальцев (проба направлена на исследование кинестетической организации движений рук). 2. Переработка слуховой информации. Воспроизведение и оценка ритмов. 3. Переработка зрительной информации. Опознание наложенных изображений (проба Поппельрейтepa; проба направлена на исследование способности опознавать изображения, наложенные друг на друга; свободные зрительные ассоциации. 4. Переработка зрительно-пространственной информации. Проба Хэда (направлена на исследование возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространстве, сформированности «схемы тела»). Проба на зрительно-пространственную память — запоминание невербализуемых фигур. Проба направлена на исследование процессов восприятия, хранения и воспроизведения зрительно-пространственной информации. 5. Понимание логико-грамматических конструкций. Проба направлена на анализ квазипространственных функций.
Предлагаемые методики носят тестовый характер, однако позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций. Нейропсихологический подход в исследовании предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников способствует своевременному выявлению слабого звена в функционировании анатомических образований и, в дальнейшем, построению коррекционной работы с учетом уровня сформированности компонентов высших психических функций у ребенка.
Литература:
- Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников [Текст] / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: Академия, 2008. 128с.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. — 384 с.
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический Проект, 2000.
- Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии», М.: Изд-во Московского университета, 1973 г., с. 292–306.
- Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2002, переиздано с 1950. — 84с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», учебное пособие для высших учебных заведений, М.: Изд.центр «Академия», 2002г., 232 с.
- Ред. Л. С. Цветкова. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. — Москва-Воронеж: МОДЭК, 2001.