Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая химия» для учащихся старших классов профильного уровня обучения | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Волкова Н. В., Опарина С. А. Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая химия» для учащихся старших классов профильного уровня обучения // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2894/ (дата обращения: 23.10.2018).



Представленная программа внеурочной деятельности предполагает знакомство учащихся профильных классов с основами фармацевтической химии, качественного химического анализа лекарственных средств, позволяет расширить и обобщить знания учащихся по химии, приобрести специальные медицинские умения и навыки, необходимые для будущей профессии.

Ключевые слова: фармацевтическая химия, лекарственные вещества, химический эксперимент.

Одним из приоритетных направлений развития промышленной политики государства на сегодняшний день является фармацевтика, поэтому эффективная работа с учащимися, увлеченными химией, становится важнейшим этапом подготовки школьников к профессиональной деятельности в старших классах и формированию у них устойчивой мотивации к изучению предмета на новом вузовском уровне.

В этой связи в опыте деятельности МБОУ «СШ № 16» с углубленным изучением отдельных предметов города Арзамаса накоплен значительный опыт разработки авторских программ, в том числе и внеурочной направленности по различным аспектам более глубокого освоения естественных наук. Нами была разработана и в текущем учебном году проходит апробацию программа внеурочной деятельности учащихся 10 классов «Фармацевтическая химия».

Данная программа предусматривает наличие базового уровня знаний в области химии и биологии. Программа рассчитана на 34 часа в 10 или 11 классах.

Цель программы – показать основные пути развития химии лекарственных веществ, познакомить учащихся с основными методиками анализа лекарственных препаратов, с профессией фармаколога.

Задачи программы:

 знакомство с лекарственными веществами, применяемыми в медицине, их физико-химическими свойствами; областями и способами применения; правилами использования и хранения лекарственных средств; мерами безопасности при работе с ними;

 воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков, подготовка к сознательному выбору профессии;

 формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т.п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие сообщения;

Изучение программы создает основу для дальнейшего профессионального самоопределения выпускников. Программой предусмотрено знакомство учащихся с историей развития фармацевтической химии, с разрядами лекарств; знакомство с рядом практических работ на качественный и количественный анализ фармацевтических препаратов; изучение основных лекарственных растений, правила их заготовки и др.

Практические работы учащиеся могут выполнять индивидуально или парно. Опыты в вытяжном шкафу выполняет учитель при отсутствии необходимых экспериментальных навыков школьников. Приступая к практической работе, учащиеся должны четко представлять себе цель, результаты и ход работы. Такая организация создает предпосылки для творческого подхода к выполнению практической работы, будет способствовать повышению интереса учащихся к рассматриваемой проблеме, развитию у учащихся интереса к химическому эксперименту прикладного характера и овладению школьниками более сложными экспериментальными умениями. Занятия могут проводиться в школьном химическом кабинете на основе типового школьного оборудования или в специализированной лаборатории ВУЗа.

Ожидаемые педагогические результаты: профессиональная ориентация в области химии; развитие умений организации практических работ; развитие системного мышления.

Способы оценивания достижений учащихся: защита рефератов, исследовательских работ; конкурс презентационных работ; защита проектов

Среди различных форм работы с учащимися преобладают практические занятия и экскурсии.

Требования к результатам усвоения материала программы:

1. Требования к усвоению теоретического учебного материала.

Знать историю развития фармацевтической химии, природные источники здоровья, растения – целители, растения, занесенные в Красную книгу. Знать, что такое фармацевтическая служба, фитотерапия.

2. Требования к усвоению фактов.

Знать строение растений, свойства химических препаратов, которые изготавливают из растений, биологическую особенность лекарств, микроэлементы, макроэлементы. Знать функции гормонов, ферментов, витаминов, антибиотиков, местные лекарственные растения.

3. Требования к выполнению химического эксперимента.

Знать технику безопасности и правила работы с химическими реактивами. Уметь собирать лекарственные растения, заготавливать растительное сырье, уметь проводить анализ качественный и количественный лекарственных веществ. Практически доказывать свойства фармацевтических препаратов.

Тематическое планирование программы «Фармацевтическая химия» представлено в таблице.

Таблица

Тематическое планирование программы «Фармацевтическая химия»

урока

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие и история развития фармацевтической химии

1

2.

Развитие химии лекарственных веществ и поиск новых препаратов

2

3.

Профессия фармацевта. Знакомство с разрядами лекарств

2

4.

Экскурсия в аптеку.

2

5.

Знакомство с методами анализа лекарственных веществ: качественный и количественный анализ

2

6.

Губительное действие алкоголя и табака на организм. Забота о здоровье человека. Химия и медицина в борьбе с алкоголизмом, курением, токсикоманией

1

7.

Растения – целители. Растительное сырье. Бережное отношение к лекарственным растениям

1

8.

Ареалы и ресурсы лекарственных растений. Местные лекарственные растения.

1

9.

Создание гербария лекарственных растений.

2

10.

П/р «Качественный и количественный анализ лекарственных веществ.

2

11.

П/р «Качественный и количественный анализ витаминов»

2

12.

П/р «Анализ неорганических лекарственных веществ»

2

13.

П/р «Анализ органических лекарственных веществ»

2

14.

П/р «Влияние ферментативных лекарственных препаратов на гидролиз пищевых продуктов»

2

15.

П/р «Сбор лекарственного сырья. Сушка. Хранение.

2

16.

П/р «Оценка доброкачественности сырья по физическим показателям и способам его заготовки

2

17.

П/р «Качественны реакции по определению подлинности лекарственных веществ. Фармакопейные реакции»

2

18.

П/р «Статистическая обработка полученных результатов»

2

19.

Заключительное занятие

2

Литература:

  1. Куприянова Н. С. Лабораторно-практические работы по химии. 10-11 класс / Н. С. Куприянова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
  2. Опарина С. А. Школьный практикум по анализу лекарств / С. А. Опарина // Химия в школе. – 2017. – № 4. – С.50-54.
  3. Хахина Т. И. Аналитическая химия: учебн. Пособие / Т. И. Хахина – М.: Высшее образование, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтическая химия, вещество, растение, история развития, химический эксперимент, количественный анализ, практическая работа, растительное сырье, тематическое планирование программы, знакомство учащихся.

Ключевые слова

химический эксперимент, фармацевтическая химия, лекарственные вещества

Похожие статьи

Исследовательская деятельность на уроках химии

Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Тематические журналы.

Решение экспериментальных задач способствует развитию мышления учащихся, так как они постоянно прибегают к

В VII классе, согласно программе, имеется одна практическая работа по решению экспериментальных задач: «Обобщение...

Химическая мастерская | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Программа внеурочного курса имеет пропедевтическую направленность для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа.

Учебно-тематический план.

Физические и химические явления. Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Тематические журналы.

Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное.

Задание № 1 На столах учащихся: пробирки, стаканы, ложечки для смешивания веществ, фарфоровые...

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, учащийся, вещество

Химическая реакция. Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности...

Анализ практического опыта сотрудничества позволяет переосмысливать подходы к организации развивающей деятельности в структуре

Библиографическое описание: Савинкова С. И. Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся [Текст]...

Использование качественных реакций на анионы на внеурочных...

Химический опыт (эксперимент) — это связывание теории и практики в процессе обучения.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Использование технологической карты на уроках химии...

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими

Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования

− способствовать формированию и развитию практических умений по решению расчётных задач

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе.

Цель исследования — разработать блок-схему исследовательской работы учащихся

В отечественной педагогике XX века идея межпредметных связей получила свое развитие в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследовательская деятельность на уроках химии

Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Тематические журналы.

Решение экспериментальных задач способствует развитию мышления учащихся, так как они постоянно прибегают к

В VII классе, согласно программе, имеется одна практическая работа по решению экспериментальных задач: «Обобщение...

Химическая мастерская | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Программа внеурочного курса имеет пропедевтическую направленность для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа.

Учебно-тематический план.

Физические и химические явления. Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Тематические журналы.

Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное.

Задание № 1 На столах учащихся: пробирки, стаканы, ложечки для смешивания веществ, фарфоровые...

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, учащийся, вещество

Химическая реакция. Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности...

Анализ практического опыта сотрудничества позволяет переосмысливать подходы к организации развивающей деятельности в структуре

Библиографическое описание: Савинкова С. И. Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся [Текст]...

Использование качественных реакций на анионы на внеурочных...

Химический опыт (эксперимент) — это связывание теории и практики в процессе обучения.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Использование технологической карты на уроках химии...

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими

Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования

− способствовать формированию и развитию практических умений по решению расчётных задач

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе.

Цель исследования — разработать блок-схему исследовательской работы учащихся

В отечественной педагогике XX века идея межпредметных связей получила свое развитие в...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос