Химическая мастерская | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Головчанская Л. Б. Химическая мастерская // Школьная педагогика. — 2017. — №2.1. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2411/ (дата обращения: 26.05.2018).



Вид деятельности: познавательная

Форма: лаборатория

Направление воспитания: формирование естественно — научного мировоззрения

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом — химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира. Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки курс «Химическая мастерская» позволяет внимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.

В отличие от других подобных курсов, курс «Химическая мастерская» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках кухни и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Программа внеурочного курса имеет пропедевтическую направленность для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель: развитию умений поиска, анализа и использования знаний.

Задачи:

  1. Развитие умений описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
  2. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с веществами.
  3. Овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

Форма проведения

1

Введение в химию

4

Беседа

Химическая игра

2

Оборудование и вещества на кухне

3

Наблюдение

Беседа

3

Что мы пьем?

12

Эксперимент

Химическая игра

4

Что мы едим?

13

Эксперимент

Практикум

5

Делаем уборку на кухне

2

Проект

Содержание тем

Тема 1. Введение вхимию (4 часа)

Предмет химии. Вещества. Молекулы. Атомы. Физические и химические явления.

Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием

Тема 2. Оборудование ивещества на кухне (3 часа)

Газовая плита. Природный газ, метан. Горение. Строение пламени. Кислород. Горение веществ в кислороде и воздухе. Реакции соединения. Способы прекращения горения. Углекислый газ. Простые и сложные вещества. Моделирование молекул кислорода, углекислого газа, метана.

Демонстрации: получение кислорода, обнаружение кислорода и углекислого газа.

Лабораторные опыты: изучение строения пламени.

Тема 3. Что мы пьем? (12 часов)

Вода. Реакция разложения воды.Моделирование молекулкислорода. водорода, воды. Реакция разложения на примере воды. Отличие реакций соединения и разложения. Вода — идеальный растворитель. Растворимость веществ в воде. Минеральная и газированная вода. Чай и кофе. Молоко, скисание молока, молочная кислота, молочные продукты (простокваша, кефир). Чистые вещества и смеси.

Лабораторные опыты:

– растворение веществ в воде (суспензия мыла, эмульсия растительного масла, раствор поваренной соли):

– выпаривание раствора минеральной воды;

– обнаружение молочной кислоты в кефире, белков в молоке.

Практическая работа: очистка поваренной соли

Тема 4. Что мы едим? (13 часов)

Хлеб. Тесто. Дрожжи. Углеводы. Соли; поваренная соль и питьевая сода.

Ягоды и фрукты. Глюкоза. Моделирование молекулы глюкозы. Брожение — химический процесс. Картофель, крахмал, углеводы.

Жиры. Растительные и животные жиры. Сливочное масло, маргарин.

Яйцо. Мясо. Рыба. Белки.

Демонстрации: пористое строение теста.

Лабораторные опыты:

– обнаружение крахмала, глюкозы в хлебе;

– взаимодействие соды с уксусной кислотой;

Тема 5. Делаем уборку на кухне (2 часа)

Чистящие средства: сода, мыло, кислоты, нашатырный спирт.

Демонстрации: получение мыла.

Лабораторные опыты:

– растворение накипи и ржавчины кислотой;

– обнаружение щелочной и кислой среды индикатором.

Контрольно-измерительные материалы

  1. Конкурсы презентаций по темам: «Вещества на кухне», «Вода», «Что мы пьём?» «Белки. Жиры. Углеводы», «Глюкоза. Крахмал», «Чистящие средства».
  2. Конкурс «Юный химик».
  3. Экскурсия в магазин.
  4. Викторина по теме «Вода — источник жизни».

Вопросы викторины:

Загадки:

1. Что видно, когда ничего не видно?

2. Темным облаком летела,

Опустилась птицей белой.

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком

И запела ручейком.

3. На дворе переполох –

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина –

У неё теперь ангина.

4.Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется. Во мгле.

Только ноги на земле.

5. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

6. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

«Что? Почему? Зачем? Как?»

  1. Назовите восемь наименований состояний воды, принятых в метеорологии.
  2. Отличается ли молекула водяного пара от молекулы воды?
  3. Можно ли высушить бельё на морозе? Почему?
  4. Какой водопад считается самым мощным в мире?
  5. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком — наименьшее?
  6. Что означает выражение «Выйти сухим из воды»?
  7. Почему говорят «Как с гуся вода?»
  8. Правда ли. что вода в море соленая, от того, что в ней плавает селёдка?
  9. Какой воздух тяжелее сухой или влажный?»
  10. Что налито в стакане? Почему яйцо не тонет?

Литература:

  1. Аспицкая А. Ф., Шиляева Л. А. Программа пропедевтического курса химии для 5–7 классов. Пермь, 1995
  2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980
  3. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992
  4. Штремплер Г. И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993
  5. Ольгин О. Н. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986
  6. Юдин А. М. Химия в нашем доме. М.: Химия.1990
Основные термины (генерируются автоматически): Лабораторные опыты, курс «Химическая мастерская», Реакция разложения, Реакция разложения воды.Моделирование, развитию умений поиска, перегрузки курс «Химическая, обнаружение молочной кислоты, свойства знакомых веществ, познания окружающего мира, Моделирование молекулы глюкозы, сознание учащихся представления, Отличие реакций соединения, раннего изучения основ, раствор поваренной соли, системы химических понятий, объяснение химических явлений, пористое строение теста, Овладение элементарными навыками, эмульсия растительного масла, кислой среды индикатором.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос