Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 1926 раз

Библиографическое описание:

Гуламова, М. Б. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач / М. Б. Гуламова, Б. Б. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 782-783. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32003/ (дата обращения: 19.04.2024).



Одним из важнейших средств обучения химии является химический эксперимент. А в чем конкретно заключается его важность?

Эксперимент помогает иллюстративно объяснить теоретическую суть, то есть основные законы и превращения, составляющие основу науки химия. Эти законы для ученика должны быть не только формулировкой, которую нужно заучить. Учащегося к этой формулировке нужно подвести исходя из конкретных фактов, то есть из результатов эксперимента. Так раскрывается познавательная роль эксперимента.

При проведении химического эксперимента на уроках учитель старается подобрать опыт, где реакция не только раскрывает суть темы, но и наиболее красочна. С помощью визуально интересного эксперимента учителю легче привлечь внимание учащихся и мотивировать их на изучение своего предмета и самой науки. Например, для определения некоторых ионов в неорганической химии или функциональных групп в органической химии используется:

‒ метод обесцвечивания растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами);

‒ метод окрашивания растворов или веществ (реакции с красной кровяной солью, биуретовая или ксантопротеиновая реакция на белки и т. д.);

‒ метод осаждения (кристаллизация, образование цветных осадочных веществ — осаждение оксида марганца в виде черного осадка, осаждение галогенидов серебра, осаждение фосфатов);

‒ метод испарения или выпаривания, то есть реакции, протекающие с выделением газообразных веществ (реакции с азотной кислотой дают оксид азота(IV), который называют лисий хвост из-за своего специфического оранжево-бурого цвета).

Химический эксперимент в процессе обучения выполняет три основных роли:

‒ познавательная роль, благодаря которой ученик усваивает основы химии, решает практические проблемы, делает выводы о значении химии в современной жизни;

‒ воспитывающая роль, которая формирует научное мировоззрение учащихся, убеждённость и идейную потребность в необходимости труда, которая также важна для ориентации учеников на соответствующие профессии;

‒ развивающая роль, которая служит для приобретения и совершенствования научных и практических навыков.

Эксперименты с познавательной ролью применяются для создания проблемных ситуаций или для решения проблемных задач, они должны быть яркими и запоминающимися, неожиданными и убедительными для учащихся. Такие эксперименты должны поражать воображение и сильно влиять на эмоциональную сферу. При этом учащиеся вникают в суть опытов, задумываются над результатами. Эксперимент служит доказательством объективности научных знаний о природе, свидетельством доступности мира познанию человека, основанием возможности целенаправленного преобразования природы.

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии:

‒ как необходимое, а очень часто единственное средство доказательства правильности или ошибочности сделанного предложения;

‒ как единственное средство для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с учебным оборудованием, веществами, в получении и распознавании веществ;

‒ как важное средство для развития, совершенствования и закрепления теоретических знаний;

‒ как метод проверки элементов ЗУН (знания, умения, навыки) учащихся;

‒ как средство формирования интереса учащихся к изучению химии, развития у них наблюдательности, пытливости, инициативы, стремления к самостоятельному поиску, совершенствованию знаний и применению их на практике.

Важную роль экспериментов в учебно-воспитательном плане играет и политехническая подготовка учащихся. Чтобы понимать научные основы химического производства, учащиеся должны познакомиться с химическими превращениями в виде реакций, лежащими в основе производственных процессов и условиями их осуществления. Этого можно достигнуть проведением как демонстрационных опытов учителем, так и проведением опытов самими учащимися.

К вышесказанному можно добавить, что с каждым днём познание науки тесно связывается со средствами информационно-коммуникационных технологий. Прежде чем проводить опыт, учащийся без помощи учителя решает теоретическую задачу химического эксперимента благодаря виртуальной лаборатории, где компьютер, точнее программа направляет ученика, указывает поэтапное действие, исправляет допустимые ошибки — даёт опорные знания, готовя учащегося к реальному химическому эксперименту.

Такой вид эксперимента называется демонстрационным, используемым в следующих случаях:

‒ когда учащиеся, особенно на первых этапах обучения, не владеют достаточной техникой выполнения опытов, а потому не в состоянии выполнять их самостоятельно;

‒ когда техническое оснащение опыта сложно для учащихся или отсутствует соответствующее оборудование в достаточном количестве;

‒ в целях экономии времени и недостаточного количества реактивов;

‒ когда по внешнему эффекту и убедительности демонстрация превосходит опыт, выполняемый учениками (взрывные реакции);

‒ когда по условиям техники безопасности учащимся запрещено использование некоторых веществ.

Следовательно, химический эксперимент — это своеобразный объект изучения, метод исследования, источник и средство нового познания. Химический эксперимент «пронизывает» любой общий метод, выполняя в каждом случае особую роль, помогая решать задачи обучения и воспитания.

Литература:

  1. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии.-М.: Просвещение, 1970. — С. 89
  2. Беликов А. А. Эксперимент на уроках химии. — Киев: Радьянская школа, 1998ю
  3. Дрижун И. Л. Комплексный подход к постановке демонстрационного химического эксперимента: Межвузовский сборник научных трудов // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. — Л., 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, учащийся, вещество, познавательная роль, реакция.


Похожие статьи

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе.

Химический эксперимент как источник знания о веществе и химической реакции является важным условием активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания...

Химический эксперимент как важный аспект преподавания...

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.

Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается...

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Виртуальная лаборатория», с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента

Расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ и организме, о сбалансированном питании.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

ZnO + H2O →? (реакция не происходит). Испытать индикатором жидкости над веществами

Роль задач с профессиональной направленностью в обучении математике. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Химия вокруг нас. Роль химии в жизни человека», предлагаю для исследования вопрос: зачем нужно

Уроки-исследования, которые я провожу, показывают, как учащиеся сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, создают теории.

Химическая реакция.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Его задача — определить количественное соотношение химических соединений, ионов, элементов, составляющих образцы исследуемых веществ.

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба».

Делают выводы о протекании химической реакции, в результате которой образуются новые вещества.

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе.

Химический эксперимент как источник знания о веществе и химической реакции является важным условием активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания...

Химический эксперимент как важный аспект преподавания...

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.

Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается...

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Виртуальная лаборатория», с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента

Расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ и организме, о сбалансированном питании.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

ZnO + H2O →? (реакция не происходит). Испытать индикатором жидкости над веществами

Роль задач с профессиональной направленностью в обучении математике. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Химия вокруг нас. Роль химии в жизни человека», предлагаю для исследования вопрос: зачем нужно

Уроки-исследования, которые я провожу, показывают, как учащиеся сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, создают теории.

Химическая реакция.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Его задача — определить количественное соотношение химических соединений, ионов, элементов, составляющих образцы исследуемых веществ.

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба».

Делают выводы о протекании химической реакции, в результате которой образуются новые вещества.

Похожие статьи

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе.

Химический эксперимент как источник знания о веществе и химической реакции является важным условием активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания...

Химический эксперимент как важный аспект преподавания...

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.

Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается...

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Виртуальная лаборатория», с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента

Расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ и организме, о сбалансированном питании.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

ZnO + H2O →? (реакция не происходит). Испытать индикатором жидкости над веществами

Роль задач с профессиональной направленностью в обучении математике. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Химия вокруг нас. Роль химии в жизни человека», предлагаю для исследования вопрос: зачем нужно

Уроки-исследования, которые я провожу, показывают, как учащиеся сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, создают теории.

Химическая реакция.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Его задача — определить количественное соотношение химических соединений, ионов, элементов, составляющих образцы исследуемых веществ.

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба».

Делают выводы о протекании химической реакции, в результате которой образуются новые вещества.

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе.

Химический эксперимент как источник знания о веществе и химической реакции является важным условием активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания...

Химический эксперимент как важный аспект преподавания...

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.

Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается...

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Виртуальная лаборатория», с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента

Расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ и организме, о сбалансированном питании.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

ZnO + H2O →? (реакция не происходит). Испытать индикатором жидкости над веществами

Роль задач с профессиональной направленностью в обучении математике. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Химия вокруг нас. Роль химии в жизни человека», предлагаю для исследования вопрос: зачем нужно

Уроки-исследования, которые я провожу, показывают, как учащиеся сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, создают теории.

Химическая реакция.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Его задача — определить количественное соотношение химических соединений, ионов, элементов, составляющих образцы исследуемых веществ.

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба».

Делают выводы о протекании химической реакции, в результате которой образуются новые вещества.

Задать вопрос