Автор: Сурикова Ольга Викторовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Сурикова О. В. Использование технологической карты на уроках химии в условиях реализации ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11012/ (дата обращения: 13.12.2017).



Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта. Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая карта позволяет контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения.

Ключевые слова: химическое образование, технологическая карта, интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность, обобщённость

Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Школьный курс химии — это основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; развитие их интеллектуальных и творческих способностей; привитие ценностных ориентаций и подготовку к жизни в условиях современного общества.

Большую роль химия играет и в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества.

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, правильного поведения в окружающей среде. Изучение химии помогает повысить общую эрудицию человека, а главное — показывает ему, как устроен окружающий мир.

Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта, которая позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку [1].

Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

− интерактивность;

− структурированность;

− алгоритмичность при работе с информацией;

− технологичность;

− обобщённость.

Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта должна отражать следующую информацию:

  1. Название темы урока.
  2. Цель урока и задачи (обучающие, развивающие и воспитывающие).
  3. Тип урока.
  4. Планируемые результаты: личностные, предметные и метапредметные.
  5. Формы организации учащихся.
  6. Используемые методы и технологии.
  7. Необходимое оборудование.
  8. Последовательность этапов урока, которая зачастую зависит от типа урока.
  9. Продолжительность каждого этапа.

Это позволяет учителю контролировать свою деятельность и не задерживать начало следующего этапа.

  1. Деятельность учителя.
  2. Деятельность учащихся.

Пример технологической карты урока химии

Учебный предмет: химия

Класс: 8А — 8Г

Автор УМК: Габриелян О. С.

Тема урока: «Химическая формула»

Цель урока: создание условий для открытия нового знания по теме «Химическая формула».

Задачи урока:

Обучающие:

− закрепить знания о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

− способствовать формированию знаний о химической формуле вещества;

− способствовать формированию таких понятий, как: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, индекс и коэффициент;

− научить записывать химические формулы и вычислять относительную молекулярную массу вещества;

− научить характеризовать вещество по его химической формуле;

− научить вычислять массовую долю химического элемента в веществе;

Развивающие:

− способствовать формированию и развитию практических умений по решению расчётных задач;

Воспитательные:

− воспитывать самостоятельность и ответственность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

формирование ответственного отношения к учёбе;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

2. Предметные:

Учащиеся должны знать:

− что показывает химическая формула;

− как рассчитать относительную молекулярную массу вещества;

− как вычислить массовую долю химического элемента в веществе;

Учащиеся должны уметь:

− записывать химические формулы;

− характеризовать вещество по его химической формуле;

− рассчитывать относительную молекулярную массу вещества;

− находить массовую долю химического элемента в веществе;

3. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

− уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

− уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

− давать определения;

− строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

− владеть такими видами изложения текста, как описание.

Коммуникативные УУД:

− уметь слушать и вступать в диалог;

− участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Основные понятия: химическая формула, коэффициент, индекс, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля химического элемента.

Формы организации учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы итехнологии: ИКТ и технология развития критического мышления.

Необходимое оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, шаростержневые модели, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Таблица 1

Этап урока

Время мин

Деятельность

УУД

Преподавателя

Воспитанников

1. Организационный момент

1

Демонстрирует свою готовность к уроку, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя; показывают свою готовность к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей, дневников и т. д.

Регулятивные самоконтроль

2. Повторение ипроверка знаний учащихся

9

Организует и проводит химический диктант по теме: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (по вариантам)

Пишут химический диктант

Личностные: формирование ответственного отношения к учёбе;

Регулятивные: самоконтроль;

Познавательные: вспоминание, логические рассуждения

3. Мотивация иформирование интереса куроку

3

Организует работу с шаростержневыми моделями

Собирают модели молекул

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Познавательные: логические действия: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

4. Формулирование темы урока ипостановка цели

2

Задаёт вопросы, наводящие на тему урока; уточняет, корректирует тему и цель урока

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, записывают тему урока в тетрадь

Регулятивные: целеполагание

5. Формирование новых знаний

5.1. Понятие: химическая формула

5.2. Качественный и количественный состав

5.3. Относительная атомная масса и относительная молекулярная масса

5.4. Расчёт массовой доли химического элемента в веществе

15

Объясняет, что такое «химическая формула», приводит примеры;

Объясняет, чем отличается качественный состав молекулы от количественного состава;

Объясняет правила записи и расчёта относительной молекулярной массы вещества;

Объясняет, как рассчитать массовую долю химического элемента в веществе

Слушают, записывают;

Слушают, записывают, задают вопросы;

Слушают, записывают, задают вопросы, рассуждают;

Слушают, записывают, задают вопросы, рассуждают

Коммуникативные: умение слушать;

Предметные: формирование понятий — «химическая формула», «индекс», «коэффициент»

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Предметные: формирование умения записывать химические формулы и характеризовать вещество по его формуле;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Предметные: формирование умения рассчитать относительную молекулярную массу вещества;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Предметные: формирование умения рассчитать массовую долю химического элемента в веществе по его формуле;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

6. Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи

10

Объясняет задания

Выполняют задания на интерактивной доске и в тетрадях, рассуждают, проговаривают

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Познавательные: поиск решения проблемы; установление причинно-следственных связей; умение структурировать знания; речевое высказывание

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

7. Рефлексия

2

Просит назвать основные термины, которые учащиеся запомнили на уроке; воспринимает ответы учащихся

Называют термины

Регулятивные: самоконтроль и самооценка

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении

8. Объяснение домашнего задания

3

Сообщает и объясняет

Записывают в дневники

Коммуникативные: умение слушать

Регулятивные самоконтроль

Технологическая карта позволяет контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  1. Учебный процесс проектируется от цели до результата.
  2. Используются эффективные методы работы с информацией.
  3. Организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников.
  4. Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Литература:

  1. Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формой планирования урока, графического проектирования урока, Технологическая карта, технологическая карта, Современный учитель химии, Использование технологической карты, способ графического проектирования, роли химии, учителем параметрам, Последовательность этапов урока, Название темы урока, Тип урока, Цель урока, типа урока, Школьный курс химии, недооценку роли химии, условиях реализации ФГОС, уроках химии, привитие ценностных ориентаций, учащихся основными химическими.

Ключевые слова

технологическая карта, интерактивность, технологичность, химическое образование, структурированность, алгоритмичность, обобщённость

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос