Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 13.11.2013

Статья просмотрена: 1153 раза

Библиографическое описание:

Савинкова, С. И. Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся / С. И. Савинкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 109-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4457/ (дата обращения: 19.04.2024).

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа.

Представленный опыт работы — плод сотрудничества методического объединения учителей естественно-научного цикла. Актуальность внеучебной деятельности в новых стандартах образования во многом определяет профессиональный уровень учителя и его готовность сотрудничать с коллегами, родителями, учащимися, устанавливать как внешние, так и внутренние связи. Разработка критериев и механизмов оценочной деятельности ученика, формирование его творческого портфолио во многом определяет содержание внеучебной деятельности. Анализ практического опыта сотрудничества позволяет переосмысливать подходы к организации развивающей деятельности в структуре урока (Рабочая программа) и в структуре внеучебной работы с учащимися.

Знание неизмеримо во все стороны. И из того, что достойно знания, никто не может знать даже и тысячной доли.

А.Эйнштейн

Реализация интеграционных процессов как в преподавании учебных дисциплин, так и во внеурочной деятельности наполняет жизнь старшеклассников ценностно-значимым опытом сотрудничества с учителями-предметниками, консультантами, расширяет возможности самопознания, самообразования, самореализации; формирует социально значимый опыт общения, социальной адаптации учащихся в современном мире.

Цель: Создание условий для становления и развития личности, развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования естественно-научной картины мира, воспитание личностно значимых ценностей и чувства ответственности за личный выбор. В основе реализации творческой деятельности по предмету лежит системный личностно-ориентированный подход к участникам, нацеленный на результат, на развитие личности учащихся и формирование имиджа учителя-предметника, классного руководителя..

Задачи: выявление творческого потенциала учащихся;

-          привитие интереса к учебной и внеучебной деятельности старшеклассников;

-          формирование общих интеллектуальных и метапредметных навыков и умений;

-          рефлексия совместной творческой деятельности в системе: ученик — учителя- родители;

-          формирование коммуникативных навыков; привитие общечеловеческих ценностей;

-          воспитание гражданственности; привитие интереса к науке, ее истории, традициям, вовлечение в творческую деятельность. Проблемные зоны: недостаточная познавательная мотивация, несформированные организационные и исполнительские способности, недостаточная общая культура и культура умственного труда учащихся. Слабое внимание к вопросам организации внеучебной деятельности со стороны малых факультетов высшей школы из-за недостатков финансирования консультативной помощи ученых в работе со старшеклассниками, так как малые факультеты, ведут работу, в основном на платной основе и это снижет уровень методического обеспечения внеклассной работы.

Актуальность организации внеучебной деятельности по предмету очевидна. Как показывает опыт методические подходы к ее осуществлению много аспектные, и они во многом опираются на формирование у учащихся общих интеллектуальных, метапредметных, коммуникативно-значимых умений, которые реализуются в предметно-содержательных и смысловых блоках учебного процесса. В результате чего можно сделать вывод, что урочная и внеурочная деятельность тесно взаимосвязана и ее ядром является познавательная активность личности. Поэтому важно создать не только широкое информационное поле деятельности, но и включить весь мотивационный и методический аппарат, включая важнейшие компетентностные подходы.

Формы

Метапроекты

Проекты исследовательские, проблемно-исследовательские

Проекты социально-ориентированные

Реферативно-исследовательские

Образовательные траектории

групповые

Индивидуальные, коллективные

коллективные

индивидуальные

Выбор форм и средств внеучебной деятельности зависит и определяется степенью готовности ученического и учительского коллектива, его профессиональной компетентности и готовности к партнерству. Стратегическое направление- стремление подготовить учащихся не только к будущей профессии, но и сформировать толерантное отношение к вызовам в глобальной экономике, социальным проблемам нравственного выбора и воспитания личности. Вследствие этого актуальной становиться работа по моделированию внеурочной деятельности, проектированию ее результатов как личностно-значимых.

Механизмы реализации внеучебной деятельности

-          ориентация на традиции в науке, культуре через исследовательскую, проектную, игровую деятельность через индивидуальную работу и консультирование.

-          развитие у учащихся навыков работы по отбору и систематизации материалов

-          развитие познавательной мотивации, социальной адаптации учащихся и родителей к вызовам времени, воспитание и самовоспитании личности средствами самообразования и саморазвития.

В основе реализации творческой внеурочной деятельности по предмету лежит системно-личностно-ориентированный (деятельностный) подход к участникам, нацеленный на результат- на развитие личности учащихся.

Перспективным направлением в методической работе учителя является изучение критериев деятельности, которые опираются на мониторинг и использование социально-психологических диагностик, подготовленных совместно с учеными Медико-психологического центра имени Альбрехта Министерства здравоохранения.

Конкретные рекомендации помогают в выборе образовательной траектории ученика и во многом соответствуют личностным компетенциям педагога.

Актуальной становится разработка не только механизмов становления личности во внеучебной деятельности, но и апробация новых технологий обучения и воспитания, организации внеурочной деятельности по предмету, с опорой на традиции отечественной школы, современные информационно-коммуникативные технологии. Опыт сотрудничества с вузами Санкт-Петербурга: Технологическим университетом, Общественным центром Росатома, музеями: музеем-архивом Д. И. Менделеева (Санкт-Петербург), участие в научно-практических конференциях на базе данных вузов, Менделеевские чтения(Москва), Всероссийский конкурс работ обучающихся (РХТУ, МГУ (химический факультет), Малой Академией Наук, «Интеллект будущего»

(Обнинск), Институт развития образования (Калининград) и др. позволяет моделировать стратегию внеучебной деятельности в школе Расширение поля сотрудничества, поиск социальных партнеров позволяет делать работу интереснее. Важное место занимает деятельность ежегодных школьных и межшкольных конференций научно-практических конференций, посвященных развитию науки, техники на базе школы, а также сотворчество учителей и учащихся в межшкольных проектах: «Ломоносов и современность», «Из истории науки и техники начала 19 века» как творческая часть конференции межшкольной, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года. Значимость проекта повышается в глазах учащихся, когда в подготовке конференции участвуют учителя — предметники, работающие в старшей и средней школе. Партнерская организация сотрудничества методических служб в школе позволила реализовать данные проекты. Оказалось очевидным, что при грамотной расстановке сил, используя ценный педагогический опыт, достигнуты позитивные результаты: повысился интерес к коллективной деятельности, ученики предъявили собственные работы и защитили их, получили одобрение и поддержку, высвободились дополнительные творческие ресурсы, повысилась активность участников, искорка творчества зажглась у учителей. Безусловно, без координации реализация внеучебной деятельности была бы невозможна, в конкретном проекте координатор-председатель методического объединения естественно — научного цикла, учитель химии. Далее остановимся на характеристике особенностей одного из направлений творческой деятельности: работе учащихся над созданием школьного альманаха, посвященного развитию науки с последующей публикацией в школьный журнал «Муравейник». Впервые ребята попробовали себя в качестве авторов. Так родились необыкновенно емкие по содержанию и любопытные по форме сказки, альбомы кроссвордов и загадок, возник интерес к участию в репортаже: Имена ученых в культурном наследии города (Калининский и Выборгский районы Санкт-Петербурга).

Репортаж вылился в проект.

Цель проекта: исследовательская работа учащихся по теме: «Имена ученых в культурном наследии города (Калининский и Выборгский районы)».

Гипотеза: диалог культур в диалоге города- устойчивый фактор влияния на развитие творческого потенциала личности.

Цель:- выявление творческого потенциала учащихся в сборе и обобщении материала;

-          оформление материалов исследования, сбор фотоматериалов, документов;

-          формирование коммуникативно-исследовательских навыков,

-          привитие общечеловеческих ценностей, гордости за город, район.

-          воспитание интереса к журналистской работе в небольшом творческом коллективе;

-          рефлексия совместной работы в ответах на вопросы викторины, выявление проблемных зон.

Методы: информационно-аналитические;

-          частично-статистические

-          интервью с жителями района

Этапы:

-          подготовительный

-          основной этап: сбор материала и его обобщение;

-          заключительный этап:

-          подведение итогов работы.

Практическая значимость проекта: Результаты исследования могут быть использованы учителями школы для изучения культурного наследия города в системе классных часов, в организации мини-исследований, в учебной деятельности на уроках истории Санкт-Петербурга (региональный компонент учебного плана), при организации и проведении автобусных, и пеших экскурсий по району.

Новизна проекта: в комплексной работе детского коллектива по изучению роли ученых и инженеров в развитии науки и сохранении культурного наследия Санкт-Петербурга.

Следует заметить, что участие в метапроектной деятельности повышает самооценку учащихся, способствует формированию личностно-значимых компетенций учащихся и учителей. Опираясь на личностно-значимые мотивы, формируется системно-деятельное поле приложения творческих возможностей в триедином пространстве: учащиеся, родители, учителя. По крупицам собирается ценный опыт для внедрения новых стандартов образования. Приводим примеры из творческих работ учащихся, созданные как плод раздумий при изучении химии (8класс) (см. Приложение № 3). Закончилось сказочное путешествие, ждем продолжения. Учащимся предлагается дать характеристику натрию, согласно положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, и объяснить его химическую активность, особенности физических и химических свойств, проследить историю открытия химического элемента. Под руководством учителя проводится химический эксперимент: взаимодействие натрия с водой, оценивается окраска солей натрия при нагревании, демонстрируется окисление натрия и образование пероксидов натрия. Анализируются правила безопасного поведения в работе с натрием и его соединениями. Включается творческий фрагмент из истории открытия и применения глауберовой соли. Интересно, что вопрос был взят из материалов заочного тура олимпиады, проводимого МАН «Интеллект будущего». Примеров использования творческих заданий конкурсов заочного творческого тура «Познание и творчество», «Созидание», № «Альбус» (Калининград) можно было бы привести много. В чем их привлекательность? В нестандартном подходе, в возможности трансформировать задания для реализации воспитательных задач предмета и внеурочной деятельности, в целях общего интеллектуального развития. Программа конкурсов интересна как для учителя, так и учащихся. Конкурс и участие в нем будит творческую активность, желание поработать осознанно с Интернет-сайтами, научно-популярной литературой, подумать головой, предпринять попытки использовать алгоритмические методы. Сложнее обстоят дела с мнемосхемами, так как учащимся не хватает методик работы со смысловыми заданиями, в которых предстоит использовать логические приемы, гибко искать решения. Ситуация поиска нова и для учителя, развитие способов вербального и невербального мышления во многом могли бы помочь. Продуктивная деятельность учителя и ученика определяется формированием мышления и расширением границ познания. Сотрудничество с Малой Академией наук и другими партнерами позволяет создавать учителю новые каналы информации и коммуникативного общения. Важно заметить, что учитель в данной работе выступает как опытный штурман, а ученик выбирает путь мичмана, который стремится достигнуть положительных результатов. Приведем попытки учащихся осмыслить некоторые задания и внести собственные элементы содержания, включая в работу друзей и родителей.

При изучении темы: «Теория электролитической диссоциации»- интересным занятием для учащихся будет предложение ответить на вопрос: «Какие из перечисленных веществ, в результате диссоциации образуют наибольшее число ионов. Составьте уравнения диссоциации электролитов:

1.KCL-хлорид калия; 2)Pb(NO3).- нитрат свинца (2);Сульфат железа (3) Fe2(SO4)3,

4). гидроксид бария- Ba(OH)2, Данные вопросы имеют значение при подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ и формируют предметные умения, способствуют формированию мышления.

Вызывают уважение задания на формирование понятийно-терминологического аппарата, так как они служат основой для дальнейшего плодотворного изучения химии как системно-образующего звена в естественно-научном цикле, смысловая и содержательная деятельность на всех этапах обучения с использованием практикума и информационно-компьютерных технологий- ключ к формированию естественно-научной картины мира

Творческие находки самих учащихся вызывают порой восхищение, так как они многие родом из детства и поэтому многие из них могут вспоминаться в начальной школе при изучении окружающего мира. Вчитайтесь в содержание загадок о воде, и вы сможете многое понять и оценить. В стихотворениях и загадках о воде отражена суть химических и физических превращений; физико-химических свойств необыкновенного по природе и химическим связям вещества- воды, как биологически активного. (см. приложение№ 2)

Одно из заданий блиц-турнира конкурса стало основой для проведения химического практикума в разделе: «Металлы». Учащимся предлагалось осуществить на практике эксперимент, схема которого была предложена. Интересным задание было еще и потому, что следовало самостоятельно выбрать реактивы для решения, назвать вещества и вспомнить встречались ли учащиеся и их родители с данными химическим реакциями в природе и в повседневной жизни. В данной постановке вопроса появился личностно-значимый смысл.

CO2→X→Ca(HCO3)2

CO2→H2CO3→ Ca(HCO3)2

Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания. Сочетания личностно-значимых компетентностей и предметного содержания позволило правильно организовать деятельность и получить результат. Личностно-деятельный подход к организации практикума по химии во многом повышает мотивационную составляющую, помогает воспитанию чувств, учит работать в группе и способствует саморефлексии, готовит к будущей карьере. Постановочный проблемно — поисковый вопрос: «Укажите состав яичной скорлупы. Проделайте эксперимент: подействуйте на скорлупу вначале уксусной кислотой. Второй эксперимент проведите с соляной кислотой. В каком случае процесс взаимодействия будет протекать медленнее и почему? Попытайтесь очистить яйцо в уксусной кислоте, не прибегая к обычному разбиванию яйца... Каковы ваши предположения Возможно ли это? Объясните». С первого момента прочтения задания учителем он позволяет мобилизоваться и приступить к эксперименту, предварительно актуализируется постановка цели и задачи эксперимента, выбираются этапы работы, формируется план исследования, результаты последовательно записываются в таблицу и далее обобщаются. В рабочей тетради записываются уравнения химических реакций и результаты наблюдений. В заключении формируется вывод. Интересная находка может быть использована при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Поисково-исследовательская задача достигла решения и имела позитивный настрой у участников эксперимента. Материал данной задачи может быть использован как самостоятельное задание или как демонстрационный эксперимент, как фрагмент творческого задания при проведении внеклассного мероприятия.

Важной составляющей в изменяющемся мире является развитие множительной техники, для которой используются различные виды бумаги. Представленный ниже вопрос интересен и учащимся 8–9 класса и старшеклассникам, так как они в разделе: «Биологически активные вещества» изучают строение, физико-химические свойства полисахаридов – целлюлозы (клетчатки) и активно пользуются в работе принтером, а следовательно задумываются о выборе бумаги и ее качестве, немногие самостоятельно печатают фотографии, а кто-то мечтает о профессии фотографа. «Какое известное вещество составляет основу мелованной бумаги, которая известна издавна и сейчас в мир компьютерных технологий приобретает большое значение? Приведите примеры бумаги, которая используется в компьютерной технике». Вопрос многих учащихся застает врасплох. Он предельно прост, но надо поработать с информацией и сделать выбор ответа. Кажущаяся простота дает толчок к размышлению. Для поиска ответа используется исторический аспект, анализ различных точек зрения. И это вызывает интерес.

Разнообразие подходов к составлению творческих заданий дает поле деятельности для учителя и ученика. Решение заданий и задач с включением усложненных заданий частично может быть включено в урок, но многое зависит от учащихся, степени их подготовки. В целом же задание интересно по структуре содержания и проблематике вопроса. Приведем пример:

При взаимодействии фосфорного ангидрида оксида фосфора(v) с водой при различных условиях можно получить три вида фосфорной кислоты. Найдите соответствие между названием, условиями и формулой фосфорной кислоты. Следующее задание сочетает в себе элементы занимательности и практической ориентации и бесспорно заслуженно пользуется популярностью в работе как с качественными, так и количественными задачами, расширяет кругозор учащихся, помогает осознать роль химии в медицине и предостеречь от неправильного применения лекарственных средств, контроля за концентрацией растворов. Данное задание может рассматриваться в курсе химии 8 класса по теме: «Растворы» и в 11 классе. Возможно, что данную задачу можно трансформировать для подготовки метапредметных заданий (Б — блока ЕГЭ) по математике, так как правильное введение расчетных задач в план подготовки по теме: «Растворы. Сплавы» позволит мотивировать изучение предмета учащимися и поднимет ответственность за приобретаемые знания. Возможность рассмотрения многих вопросов теоретической химии с точки зрения молекулярно-кинетической теории дает возможность сотрудничать учителям физики, химии и биологии. Следовательно, совместное творчество педагогов является ключом к повышению профессиональной компетентности учителя и станет одним из условий создания творческого пространства в школе. Готовя ответ на необычный вопрос: «Известны ли вам несуществующие органические соединения?» Поиск ответов выдал некоторые результаты,с которыми ребята поделились и они оказались, несомненно, важными для лечения многих заболеваний 21 века. Задание: «Физиологический раствор по солевому составу и осмотическому давлению близок к составу плазмы крови. Физиологический раствор- это раствор хлорида натрия с массовой долей 0,9 %. Он применяется в медицине для внутривенного или подкожного введения при недостатке воды в тканях организма. Назовите данный раствор. Чью фамилию он носит? Какие еще вещества входят в химический состав и какую роль в организме человека играют? Осуществите химические превращения, Составьте уравнения химических реакций и условия их протекания.

NaCL→NaOH→Na2SO4→BaSO4

NaOH→Na2CO3→NaOH

Органичное включение эксперимента позволяет удостовериться в сформулированных предположениях, используя метод наблюдения, сравнения, анализа результатов. Завершающий результат: решенная задача и удовлетворение от проведенного эксперимента. Как показал опыт, сочетание различных видов деятельности помогает реализовывать стратегические цели. Воспитание душой и сердцем — стратегия личностно-деятельностного — системного подхода и оно составляет стержень развития интеллектуальных умений, навыков, воспитания свободной и творческой личности в сложном динамично развивающемся мире, в котором готовность к самосовершенствованию, развитию потенциала- основа для успешной деятельности в будущем, возможность приобретать новые знания и применять их в новых условиях и к этому результату готовят нас новые Федеральные стандарты образования и от правильно выбранных ориентиров зависит наше будущее.

Приложение№ 1

Структура внешних связей школы (естественно-научный цикл)

фотография (61)IMG_0625 (2)фотография(6)

Москва. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся имени Д. И. Менделеева (2013) –финал. РХТУ, МГУ (химический факультет)

Организационная диаграмма

Структура внешних связей методического объединения школы

IMG_0634 (2)IMG_0640 (2)фотография (84)

Защита исследовательских работ. Менделеевские чтения. Олимпиада по химии(2013)

Приложение № 3

Сказка

Соленая дружба

В большой стране Химия родился небольшой городок по названию Системногорск. Городок оправдывает свое название: в нем все приведено в систему. Здесь (на сегодняшний день) всего семь улиц, которые расположены параллельно друг другу и носят схожие названия: однопериодная, 2-периодная, 3-периодная и т. д. На первой, второй и третьей периодных улицах дома стоят только по одной стороне, а вот остальные улицы двухсторонние. На первой периодной улице всего два дома, которые построены в начале и конце улицы и здесь живут всего два жителя: Водород и Гелий. Но Водород очень хитер. Ему — единственному в городе- позволено жить в двух домах на одно- периодной улице, на участке 1 и7. Правда на 7 участке, он находится реже, чем на 1.

В этом городе, как и любом другом, происходят знакомства и ссоры, жители дружат и ругаются между собой, и случаются сказочные случаи. Вот об одном из них мы хотим вам рассказать.

В доме № 11 на 3-периодной улице на 1 участке жил типичный металл Натрий. Он был блестящ, легок и мягок. Но при этом он быстро реагировал при общении с кислородом, а купаясь в бассейне, всегда в самый ответственный момент осознавал, что вода постепенно приобретала малиновый цвет, достаточно при этом было добавить фенолфталеин. Удивительное шипение издавалось в бассейне, натрий в воде бегал, словно ошпаренный по действием водорода. Он больно ударялся о стенки бассейна, прижимаясь к бортику, уменьшаясь в размерах. Так как жилец под номером 11 был аллергиком на воздухе, тускнел и со временем покрывался белой коркой, то его домик был пропитан керосином для нормального проживания. Но вот, если возникнет пожар, то натрий и его соединения окрасят свое пламя в желтый цвет.

Желтое свечение паров Натрия было использовано инженерами при полете одной из советских космических ракет, для определения местонахождения ракеты в момент выбрасывания из нее паров натрия.

Своим отцом Натрий называет английского ученого-химика Генри Деви. Натрий большой фантазер, вступает во многие реакции и любит про себя петь песни:

Хранят меня в керосине

И бегаю я по воде,

В природе, помните, отныне

Ух, не найти меня нигде!

В солях найти меня возможно,

Желтеет пламя от меня

И получить из соли можно,

Как Деви получил меня.

А вот в домике № 17 по этой же улице на седьмом участке жил желто-зеленый газообразный домовладелец с резким запахом. Его звали Хлор.. Он появился на свет в 1774 году в Швеции, благодаря успехам известного химика Карла Шееле. Соседи Хлора постоянно возмущались, что запах из его домика вызывает удушье, тогда как его сородичи- соединения не только не опасны, но и приносят пользу. Они даже сочинили Оду Хлору.

В солях бесцветен, безопасен,

Полезен, безусловно, всем.

Становится совсем опасен,

Когда свободен он совсем:

Тогда удушлив и окрашен,

Он может стлаться по земле,

Известен каждому и страшен,

как первый газ среди ОВ.

И вот соседи предложили Хлору подружиться с жильцом издомик № 11, расположенным на той же улице- 3-периодной.- Натрием.

Хлор недолго думал и пошел на встречу. Встретившись, они пожали друг другу руки. Натрий, как всегда, зарделся от сильного окисления и образовал белые кристаллы, состоящие из мельчайших частичек хлорида натрия.

Так образовалось известная всем поваренная соль, которую мы добавляем в пищу, она, как установили специалисты, безвредна при правильном ее потреблении. При чрезмерном злоупотреблении поваренная соль — опасна.

Приложение № 2

Творческая часть Конкурса» Творчество и познание»

Тема: Вода

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это только…(вода)

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака,

Вот туча идет грозовая,

А в сущности только…(вода)

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет- все растает

И будет простая…(вода)

Составим логарифм(это загадка, которую решают удалением букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово.

Стих торжественно звучит,

Артист читает…

Прибавить можно букву м,

Тогда получим…

Если прибавим С,

Все превратится в…

К ней подставим букву В

И мы получим…

(Сода- мода- сода- вода)

Составим кроссворд на тему: Вода- источник жизни

«Вода- это живая кровь, без которой нет человека. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»

По горизонтали:

4) Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Ручей)

5) Я не горю, я сжигаю

И воду вам я предлагаю

Пусть будет дождь, и снег, и град-

Я напоить природу рад. (Кислород)

8) Что за звездочки сквозные

На пальто и платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке(Снежинки)

9) Как звон капели ты услышишь,

Так сразу ты ее увидишь:

Вниз головой она растет

И тонким носом слезы льет. (Сосульки)

11) Вода дистиллированная,

Чистейшая, на свете,

А вот водопроводная

Что представляет, дети?

(Смесь)

12) Вы со мной уже встречались.

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель,

Я любитель кислорода-

Вместе с ним даю я воду (Водород)

15) Мы воду фильтруем, чтоб она была чище,

И перегонкой ее мы очистим.

Какой еще способ очистки воды

Сможешь назвать нам, ты? (Отстаивание)

16) В белом бархате деревня-

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет

Этот бархат опадет. (Иней)

19) Рыбки дома радуют глаз,

Живя в этом доме у вас.

Этот стеклянный сосуд для рыб

Может быть, мал, и очень велик. (Аквариум)

20) «Отдыхаем — воду пьем,

Заседаем — воду льем,

Потому что без воды:

«И ни туды, и ни сюды»,-

Эту песню пел герой

В фильме «Волга-Волга».

Наш вопрос очень простой-

Кто же этот герой? (Водовоз)

22) Королева Англии объявила премию

Еще в веке 16 за изобретение

Способом дешевым опреснения воды…

Как звали королеву? Знаешь это, ты? (Елизавета Первая)

23) Как хорошо, что песок речной

Не реагирует с водой,

Иначе б реки и озера

Наполнились бы кислотой.

Какой же это неметалл?

В формулу песка, попал? (Кремний)

По вертикали:

1) Один из изотопов водорода

Дарит нам сверхтяжелую воду

Какой же это изотоп,

Нам сверхтяжелую воду дает? (Тритий)

2) Даже ежик заблудился,

Идя в гости, в нем,

Ведь ничего не видно

Сквозь него и днем. (Туман)

3) Чист и ясен как алмаз,

Но дорог не бывает

Он от матери рожден

И сам ее рождает (Лед)

6)Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь-

Все прячутся, бегут. (Дождь)

7) Если в сосуд из этого металла

Мы обычную воду нальем,

Лечебных свойств вода примет немало

И мы «святой» ее назовем (Серебро).

9) Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик).

10) А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы

Я вездесуща и легка,-

Я лед, я пот, я облака,

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда мороз — я застываю(Вода).

13) Ca2+ и Mg2+- катионы эти

Многое решают для жизни на планете

Коль излишек их в воде,

То при стирке быть беде:

Качество тканей становиться хуже,

И мыла для стирки много ведь нужно.

Что же обуславливают катионы эти

Для воды, в любой точке на планете? (Жесткость)

14) На дворе — горой,

А, в избе — водой. (Снег)

17) Коль из чайника выкипает вода,

То испарение происходит

Для жидкости то не беда-

В состояние газа она переходит (Пар).

18) Цвета у этих катионов

Пленяют дивной красотой:

Один — пронзительно зеленый

Другой небесно-голубой,

А третий в желтизне неистов

Четвертый — цвета аметистов…

Раствор, а может быть кристалл

Их приютил и домом стал. («Аква»)

19) Бредешь по пустыне

И пить очень хочется,

И вот перед взором оазис встает.

Стремишься к нему,

А он удаляется

И ты никогда к нему не придешь.(Мираж)

21) Гулять в грозу, какой резон?

Подышим воздухом, дружище,

В природе, словно, стало чище,

И воду этим веществом

Взяв вместо хлора, мы очистим. (Озон)

Это вещество «двуликий Янус»- известное вам аллотропное видоизменение кислорода — Убийца всего живого, и в тоже время вещество, которое образуется в атмосфере и способствует жизни на Земле.

Гулять в грозу- какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище.

Повсюду в воздухе …(вставьте недостающее существительное).

Приведите уравнения химических реакций.

Назовите области практического применения вещества.

Приложение№ 4

Из творческих работ учащихся — участников заочного тура конкурса «Творчество и познание» (2012год). Назовите несуществующие органические соединения. По мнению учащихся к ним можно отнести: карбидофоры, левадофоры, используемые для лечения болезни Паркинсона. Они принадлежат к гормонам человека и млекопитающих. Известно, что в составе композиционных материалов содержится пуленепробиваемый кевлак. В настоящее время известны исследований, образуются новые вещества, наноматериалы. Биочипы (подложка с биоматериалами), биосенсоры, которые используются для анализа генномодифицированных пищевых добавок. Существуют специальные методы анализа и определения нанопористых фильтров, радиоиндикаторов(радионуклидов), диагностики и разработки методов разделения веществ, так например работают над их созданием ученые в Радиевом институте в Санкт-Петербурге, в Сибирском отделении РАН Института химической биологии и др. Невозможность получения их традиционными методами в органической химии связано с большой скоростью образования свободных радикалов. Поэтому ученые прибегают к механохимическим методам в работе с белками- желатином, казеином, альбумином, гемоглобином; с полиаминокислотами: полиаланином, полилейцином, поливалином и др. биоимплантаторы гемоглобина; блоксополимеры. Механизм для синтеза несуществующих веществ, представляет собой сложную технологическую схему. Он подобен сборке и самосборке, который рассматривается в наноматериалах: в фуллерене, турбуллене, графене и др., а также в генной инженерии. Следовательно, достижения современной неорганической, органической, физической, аналитической химии, биохимии являются предметом молекулярных исследований. Собранный материал активно используется при изучении раздела органической химии: «Биологически активные вещества» и представляет интерес для учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): внеучебная деятельность, учащийся, внеурочная деятельность, вод, вещество, естественно-научный цикл, задание, учитель, культурное наследие города, творческая деятельность.

Похожие статьи

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности — основная задача введения ФГОС ООО.

– развивать творческие способности. – привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность дает возможность формирования у учащихся способностей к сотрудничеству, умению работать в группах, коллективному взаимодействию.

– потребность самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Большой потенциал внеурочной деятельности позволяет современному учителю искать наиболее эффективные формы ее организации. Одной из них может стать культурно-историческая экскурсия.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Главная задача краеведческой работы в школе - формирование у детей общеучебных навыков.Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

ребенок, внеурочная деятельность, предмет, игра, игровое поле, начальная школа, развитие внимания, исследовательская деятельность, внеучебная деятельность, младший школьный возраст. Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

К внеурочным формам деятельности относятся научные общества учащихся, элективные курсы, экологические акции, экскурсии, конкурсы, научно — практические конференции, олимпиады.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество. Развитие творческих способностей учащихся на уроках...

Внеурочная деятельность обучающихся организуется в том...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Экскурсия как средство формирования представлений старших... Интересными для детей могут быть экскурсии в парки и сады города...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности.

Похожие статьи

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности — основная задача введения ФГОС ООО.

– развивать творческие способности. – привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность дает возможность формирования у учащихся способностей к сотрудничеству, умению работать в группах, коллективному взаимодействию.

– потребность самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Большой потенциал внеурочной деятельности позволяет современному учителю искать наиболее эффективные формы ее организации. Одной из них может стать культурно-историческая экскурсия.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Главная задача краеведческой работы в школе - формирование у детей общеучебных навыков.Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

ребенок, внеурочная деятельность, предмет, игра, игровое поле, начальная школа, развитие внимания, исследовательская деятельность, внеучебная деятельность, младший школьный возраст. Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

К внеурочным формам деятельности относятся научные общества учащихся, элективные курсы, экологические акции, экскурсии, конкурсы, научно — практические конференции, олимпиады.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество. Развитие творческих способностей учащихся на уроках...

Внеурочная деятельность обучающихся организуется в том...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Экскурсия как средство формирования представлений старших... Интересными для детей могут быть экскурсии в парки и сады города...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности.