Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.10.2017

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Куприянова С. Г. Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2762/ (дата обращения: 27.05.2018).



В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности — основная задача введения ФГОС ООО.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы и формы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Внеурочная работа по биологии и экологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т. к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук [1]

В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

– учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

– информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств);

– коммуникативная (знание способов общения с людьми, развитие навыков работы в группе, умение презентовать себя);

Проблемы экологии сегодня волнуют каждого. Особенно острыми они стали в последние годы, когда стала доступной информация о состоянии окружающей среды. Однако правильно распорядиться полученной информацией мы, зачастую, не можем — не хватает знаний.

Экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях просто необходима. При этом для учителя биологии и экологии становятся основными следующие задачи:

– формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

– развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;

– формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа, работа по формированию здорового образа жизни и, конечно же, внеурочная деятельность.

Мною были разработаны две программы внеурочной деятельности биолого-экологической направленности: «Экоклуб. Здоровая среда» для обучающихся 6–7 классов и «Практическая экология» для обучающихся 8–9 классов. Данные программы реализуются в ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель на протяжении нескольких лет.

Цели программ:

– сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе

– развивать творческие способности

– привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;

Задачи:

– формирование экологической культуры школьников

– формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

– формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)

– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.

Программы внеурочной деятельности «Экоклуб. Здоровая среда» и «Практическая экология» строятся с учетом следующих принципов:

1) принцип демократизма и всеобщности экологического образования;

2) принцип гуманизации экологического образования;

3) принцип связи экологического образования с потребностями практико-преобразовательной деятельности человека и общества;

4) принцип учёта в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей: касается как отбора содержания обучения и воспитания, так и представления для обучающихся необходимой экологической информации — реальной для данного региона, города.

В ходе реализации программы «Экоклуб. Здоровая среда» решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно — деятельностный подход, а формы деятельности это: занятия — практикумы, лабораторные и исследовательские работы, экскурсии, семинары, викторины.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности учащихся 6–7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Экоклуб. Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 «Растения вокруг нас»— 10 часов

Раздел 2 «Наши друзья— животные»— 10 часов

Раздел 3 «Экология имы»— 15 часов

Программа «Практическая экология»- это развивающая программа биолого-экологической направленности для школьников подросткового возраста.

Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для учащихся 8–9 классов. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Практическая экология» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Введение»— 2 часа

Раздел 2. «Структура экосистем»— 13 часов

Раздел 3 «Пищевые связи вэкосистемах»— 7 часов

Раздел 4 «Функционирование экосистем»— 9 часов

Раздел 5 «Экологические проблемы современности»— 4 часа

При реализации данных программ особое место отведено проведению экскурсий и фенологических наблюдений в природе. Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение экологических экскурсий. При их проведении формируются знания учащихся о биологических особенностях отдельных видов, их взаимосвязях в природных сообществах, значении отдельных видов в сохранении биологического разнообразия и поддержании устойчивости экосистем.

Внеурочная деятельность по экологии способствует формированию ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Новизна и актуальность данных программ внеурочной деятельности заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни.

Реализация данных программ позволила повысить уровень познавательных способностей обучающихся, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. Повышается качество знаний, происходит продвижение ребенка в общем развитии, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым.

Литература:

  1. Боброва, Н. Г. Деятельностный подход в системе экологического образования школьников // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова. Материалы II всерос. научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 80-летию со дня рожд. Д.б.н., проф. В. И. Матвеева (30–31 января 2015 года). — Самара: ПГСГА, 2015. — 308 с. — С. 250–259.
  2. Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. — 2008. — № 13. — С.29–33.
  3. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование. — 2006. — № 2. — С. 16–27.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочной деятельности, «Практическая экология», экологического образования, программой внеурочной деятельности, годичной программой внеурочной, программы естественнонаучной направленности, рамках образовательной программы, образовательной программы школы, здорового образа жизни, окружающей среды, внеурочной деятельности учащихся, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, активную деятельность, дополнительном образовании школьников, Реализация программы, исследовательской деятельности, программы внеурочной деятельности, реализацию программы, внеурочной деятельности «Экоклуб, программы «Экоклуб.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос