Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Зубова С. С., Жиженина Л. М. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2897/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье рассматриваются вопросы воспитания экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы.

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников, которое в настоящее время становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что существование современного общества напрямую связано с формированием экологического гражданского сознания подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) в числе прочих требований, предъявляемых к экологическому воспитанию учащихся средней школы, предполагает «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения» [7]. ФГОС рассматривает воспитание экологической культуры учащихся как разносторонний, системный процесс, при котором школьники усваивают культуру экологичного взаимодействия с окружающим миром природы и социума, у них формируется экологическое сознание, ценностное отношение к природе, личная ответственность за ее сохранение, стремление осознанно выполнять экологические нормы и правила. В настоящее время основной целью экологического воспитания является становление экологически культурной личности, основанное на комплексном развитии интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы.

По мнению Л. С. Виситовой, экологическое воспитание на современном этапе призвано сформировать у учеников актуальные экологические стереотипы и практические навыки [3]. Экологическая культура, по определению Г. А. Айкиной, представляет собой «совокупность духовных и материальных ценностей человека, позволяющих освоить систему научных понятий по проблемам экологии, а также осознать необходимость охраны природной среды с целью гармонизации взаимосвязи в системе «природа-человек» [1]. Формирование у учеников экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Эта цель может быть достигнута при обеспечении ряда целенаправленных последовательных мероприятий, формирующих у школьников экологическое мировоззрение, стремление к познанию закономерностей существования человека и общества в природе, их взаимного воздействий и влияния. Экологическое мировоззрение предполагает сформировавшиеся устойчивые ценностные ориентиры, нормы и правила во взаимодействии человека с природой, а также систему потребностей экологического и природоохранного характера, которая может быть практически реализована в конкретных поступках и действиях по изучению и охране природы. По мнению Н. С. Дежниковой, успешный процесс формирования экологического сознания учеников в рамках образовательного учреждения предполагает «создание эффективной образовательной среды» [5].

Под образовательной средой понимают «специально созданную и определенным образом структурированную систему в рамках образовательного учреждения, необходимую для организации эффективного процесса формирования экологического сознания у школьников» [4]. В ее состав входят система материального обеспечения школы, межличностные отношения учеников, межличностные отношения учеников и педагогов, межличностные отношения педагогов, психолого-педагогические условия образовательного процесса и др.

Современная педагогическая наука неоднократно обращалась к определению основных принципов школьного экологического образования и воспитания экологической культуры учеников. Н. С. Дежникова, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и другие авторы относят к ним требования междисциплинарного подхода в экологическом воспитании; систематичности и непрерывности в подаче материала экологического характера; единства познавательной деятельности и эмоционального восприятия учащимися экологического материала, взаимосвязи местного, регионального и общегосударственного компонентов экологической деятельности.

Их реализация осуществляется всеми педагогами школы. Но традиционно работа по осуществлению экологического воспитания учащихся относится к компетенции учителей естественнонаучного цикла, биологии прежде всего. Задачи экологического воспитания школьников решаются как в рамках предметных уроков, так и при организации внеурочной деятельности. Мероприятия, включающие в себя экологический элемент, как правило, носят комплексный характер и интегрируют в себя природоохранную деятельность практической, исследовательской, пропагандистской, культурно-развлекательной, туристско-познавательной направленности. При этом природоохранные мероприятия способствуют осознанию учениками сущности важнейших экологических проблем как на местном и региональном уровне, так и на уровне мировом. Они помогают подросткам самостоятельно сформировать собственные ценностные ориентации в области экологии, формируют социальную ответственность по отношению к окружающему миру [2].

Процесс воспитания экологической культуры у учащихся в образовательной среде школы обеспечивается созданием комплекса педагогических условий [6].

Первое условие – организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания. Это обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка и условия для его самореализации.

Второе – применение в образовательной деятельности педагогических технологий, эффективно способствующих воспитанию экологической культуры. Это позволяет наиболее полно и эффективно реализовать потенциал образовательной деятельности в воспитании экологической культуры.

Третье – обеспечение процесса «вхождения» в экологическую культуру с учетом собственной истории жизни и воспитания, сформированных ценностных ориентаций. Реализация этого условия позволяет исследовать жизненный опыт детей и выявить причины несформированности компонентов экологической культуры, индивидуализировать последующий воспитательный процесс.

Четвертое – участие родителей учащихся и социальных партнеров в реализации процесса воспитания экологической культуры. Это дает возможность консолидировать ресурсы для совместного решения проблемы воспитания экологической культуры у детей в условиях образовательной среды школы.

Пятое условие – тьюторское сопровождение, обеспечивающее формирование личностных действий целеполагания, самоопределения, выбора, принятия решения, рефлексии.

Организационно-содержательная модель процесса воспитания экологической культуры учащихся в условиях образовательной среды включает ряд этапов, наиболее важными среди которых, по мнению О. Г. Трегубовой, являются демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора и творческий. Последовательная реализация этапов выводит ученика на качественно новый уровень экологической культуры [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система экологических знаний, действий, отношений, в совокупности формирующих экологическую культуру школьников, представляющую собой целостное личностное образование, базирующееся на единстве интеллектуального, познавательного, эмоционального и деятельностного роста ребенка, обуславливается созданием единой школьной образовательной среды.

Литература:

  1. Айкина Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: экология на уроках; формы и методы воспитательной работы / Г. А. Айкина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С.54–57.
  2. Антишина И. В. Организация школьных экологических акций / И. В. Антишина, Д. А. Деларов // География и экология в школе XXI века. – 2016. – № 10. – С. 7–8.
  3. Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18.
  4. Груздева Н. В. Экологическое образование в современной школе / Н. В. Груздева // Экология в школе. – 2015. – № 1. – С. 26–30.
  5. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. – 2012. – № 10. – С. 51–56.
  6. Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы. Дисс. … канд. педаг. наук. – Пермь, 2015.
  7. ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 26.07.2017 № 47532 [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://irooo.ru/obrazovatelnye-standarty
Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, воспитания экологической культуры, экологической культуры учащихся, экологического воспитания, образовательной среды, образовательной среды школы, условиях образовательной среды, процесса воспитания экологической, экологического сознания, формирования экологического сознания, экологического воспитания учащихся, экологического образования, экологического воспитания школьников, экологической культуры учеников, целью экологического воспитания, вопросы воспитания экологической, межличностные отношения учеников, воспитание экологической культуры, экологического сознания учеников, учеников экологического сознания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос