Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 07.01.2018

Статья просмотрена: 2327 раз

Библиографическое описание:

Маслова, И. В. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Маслова, И. П. Андрусякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 132-136. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47639/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются наиболее эффективные методы и формы внеурочной работы, направленные на формирование экологической культуры младших школьников; выявлены целевые установки экологической направленности; перечислен ряд важных задач внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы.

Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее, постепенно постигает мир, в котором живет. По мнению И. Д. Зверева [5], он открывает удивительное многообразие растений и животных, предметов, веществ, явлений неживой природы. На основе установления связи человека с природной средой формируется понимание роли природы в жизни человека.

Формирование ответственного отношения к природе предполагает такой отбор содержания форм и методов обучения, который позволил бы организовать непосредственное общение ребенка с природой, и, воздействуя на его эмоциональную сферу, расширять и систематизировать конкретные представления о природе ближайшего окружения. Одним из условий такого общения является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная воспитательная работа, по мнению Г. М. Коджаспировой, — это организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [7].

Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования, по мнению О. И. Баранцевой — это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно — образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Основное предназначение внеурочной деятельности — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников. Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через дополнительные образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников [1].

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей [7]. Целью внеурочной деятельности является так же создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, появления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях [1].

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач [1]:

‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

‒ учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

‒ накопить опыт творческой деятельности;

‒ улучшить условия для развития ученика.

Селиванова О. Г. утверждает, что младший школьник является субъектом внеурочной деятельности, поскольку он включен в процесс отбора ее содержания и форм взаимодействия; в то же время он является ее объектом, поскольку поставлен перед необходимостью освоения всех направлений внеурочной деятельности в том или ином виде [12].

В основе построения современных внеурочных занятий с экологической направленностью, по мнению Л. П. Салеевой [11] должны лежать следующие целевые установки:

‒ формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

‒ развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

‒ обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

‒ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность внеурочных занятий. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участия школьников во внеурочной работе от учебной. Здесь они могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают.

Успех воспитания экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает её цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс. В этой связи Е. П. Торохова выделяет следующие условия:

‒ учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;

‒ усиление межпредметных связей;

‒ реализация краеведческого подхода;

‒ тесная связь с жизнью и трудом;

‒ взаимосвязь учебной и внеурочной работы;

‒ использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;

‒ формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами [14].

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для воспитания основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной работе. Чередов И. М. [15] указывает на то, что выбор конкретной формы внеурочного занятия по воспитанию экологической культуры зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов и местных условий.

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеурочная работа эколого-биологического содержания очень разнообразна: индивидуальная и групповая работа.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т. д.

По мнению Е. Н. Ердакова [4], важным видом индивидуальной внеурочной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеурочной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.

К самым распространенным видам групповой внеурочной работы следует относить организацию кружков.

Кружок рассматривается сегодня как наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности в начальной школе. Работа любого кружка направлена на углубление и расширение знаний; включение учеников в различные виды деятельности; создание условий для общения [10].

Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеурочной работы по окружающему миру. (Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и другие). Чаще всего в кружках занимаются 15–20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В эколого — биологическом кружке занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеурочной работы.

В. М. Минаева определяет следующие формы внеурочной работы:

‒ проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

‒ экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, с последующим оформлением собранных материалов;

‒ внеурочное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

‒ организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

‒ ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

‒ беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

‒ оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [8].

Кружковая внеурочная работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Экскурсия, по мнению В. М. Минаевой [8], — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, развивая познавательную активность младших школьников.

Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. По утверждению Е. П. Тороховой [14], именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому систематическое проведение экскурсий — необходимое условие воспитания экологической культуры учащихся.

Среди форм внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова и др. [13] выделяют эколого-краеведческую исследовательскую работу. Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками, по мнению Тарасовой Т. И. [13], позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных ее компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность.

Проведение недели экологии также является одной из форм внеурочной роботы. По мнению Л. А. Бойко в процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания [2].

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений; способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости. Игра активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. С точки зрения отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский. В. С. Мухина [9], игра  это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог С. Л. Рубинштейн считает, что игра человека  порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир [4].

Разнообразные виды внеурочной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

Во внеурочной работе в эколого-биологической деятельности используются различные средства обучения: дидактические раздаточные материалы, демонстрационные, наглядные пособия и приспособления, создающие удобства при демонстрации пособий, работе детей с раздаточным материалом. В общем же средства обучения рассматривают как совокупность материальных учебно-методических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навыками, общего развития личности детей.

Всякое средство обучения активизирует деятельность учащихся. По мнению Е. Ф. Козиной, Е. Н. Степанян, необходимость использования самодельного оборудования, в том числе и с привлечением их к его созданию, что в известной степени позволит ребенку реализовать свое стремление к самостоятельности и практической деятельности [7].

На основе вышеперечисленного мы можем сформулировать педагогические условия, способствующие воспитанию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности:

‒ использование разнообразных форм внеурочной деятельности: эколого-краеведческой исследовательской работы, работы в экологическом кружке; проведение экологических экскурсий, недель экологии; — включение во внеурочную деятельность разнообразных игр экологического содержания;

‒ использование индивидуальных и групповых массовых форм внеурочной деятельности;

‒ учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

Таким образом, комплексное использование описанных выше педагогических условий внеурочной работы способствует развитию у младших школьников интереса к познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды. А главное, дает возможность проводить с детьми посильные практические работы по охране природы родного края.

Литература:

  1. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности // Начальная школа. — 2013. — № 6. — с.82–112
  2. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96.
  3. Демьяненко, О. В. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе. [Электронный ресурс.- режим доступа: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/02/15/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole]
  4. Ердаков, Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования: [Текст] под ред. Ердакова Е. Н. — М.: Начальная школа, 2012. — № 7. — с. 61–96.
  5. Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе / [Текст] под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика,2010. — 128 с.
  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 176 с.
  7. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 496 с.
  8. Минаева, В. М. Внеурочная работа по природоведению в начальных классах [Текст].– М.: Нар.асвета, 2011. — 180 с.
  9. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с, ил.
  10. Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа.- 2015. -№ 11.- с. 87- 96.
  11. Салеева, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе: // Ролевые игры по охране природы в средней школе/ [Текст] под ред. Л. П. Салеева — М.: 20010. — 152 с.
  12. Селиванова, О. Г. Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности: под. ред. О. Г. Селиванова // Начальная школа. — 2014. — № 8.- с. 78–96.
  13. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеурочной работе: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст] / Т. И.Тарасова, П. Т.Калашникова. — Борисоглебск, 2012. — 146 с.
  14. Торохова Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. — 2014. — № 12.- 104–128 с.
  15. Чередов И. М. Формы учебной работы в школе [Текст]: книга для учителя; под ред. И. М. Чередов -М.: 2010. 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочная работа, окружающий мир, экологическая культура, живая природа, природа, создание условий, школьник, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, школьник, природная среда, внеурочное время, младший школьный возраст, природа.

Формирование экологической культуры школьников...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, окружающая среда, реализация программы, природа, программа, здоровый...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

внеклассная работа, окружающий мир, знание, область экологии, окружающая среда, природа, современный этап, практическая деятельность, внеклассная деятельность, экологический план.

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

природа, младший школьный возраст, ценностное отношение, ребенок, младший школьник, начальная школа, окружающая среда, окружающий мир, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Формирование экологической культуры младших школьников

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы.

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание...

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно

Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, школьник, природная среда, внеурочное время, младший школьный возраст, природа.

Формирование экологической культуры школьников...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, окружающая среда, реализация программы, природа, программа, здоровый...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

внеклассная работа, окружающий мир, знание, область экологии, окружающая среда, природа, современный этап, практическая деятельность, внеклассная деятельность, экологический план.

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

природа, младший школьный возраст, ценностное отношение, ребенок, младший школьник, начальная школа, окружающая среда, окружающий мир, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Формирование экологической культуры младших школьников

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы.

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание...

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно

Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как...

Задать вопрос