Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.
Поделиться в социальных сетях
944 просмотра
Библиографическое описание

Куприянова, С. Г. Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41643/ (дата обращения: 01.08.2021).



В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.

Ключевые слова: экологическая культура, внеурочная деятельность, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Экоклуб «Здоровая среда»

Головокружительный рывок совершили люди в век научно — технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей? [5]

Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов. [2]

Проблемы экологии волнуют каждого. Особенно острыми они стали в последние годы, когда стала доступной информация о состоянии окружающей среды. Однако правильно распорядиться полученной информацией мы, зачастую, не можем — не хватает знаний.

Экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях просто необходима. При этом для учителя биологии и экологии становятся основными следующие задачи:

− формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

− развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;

− формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни. В ряде школ в настоящее время уделяется много внимания преподаванию экологии и введению элементов экологии в другие предметы — биологию, географию, химию, физику, естествознание. К внеурочным формам деятельности относятся научные общества учащихся, элективные курсы, экологические акции, экскурсии, конкурсы, научно — практические конференции, олимпиады.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно новым образовательным стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

С целью удовлетворения потребностей учащихся автором статьи была разработана программа внеурочной деятельности биолого-экологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды.

Цели программы:

− сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе

− развивать творческие способности

− привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;

Задачи:

− формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

− формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)

− развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.

− воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Экоклуб «Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

Ожидаемые результаты:

Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.

Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.

Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.

Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.

Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;

Бережное отношение к природе;

Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;

Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Метапредметными результатами являются:

Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметными результатами являются:

Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;

Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;

Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;

Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.

В программе используется системно — деятельностный подход, а формы — деятельности это: занятия — практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары, викторины.

Литература:

  1. Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. 2008. № 13. С. 29–33.
  2. Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование. 2006. № 2. С. 16–27.
  3. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 125 с.
  4. Чердымова З. И., Астафьев В. М. Программа и методические основы курса «Экология и общество». Самара, 1995. — 120 с.
  5. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 2004.

основные термины

генерируются автоматически
экологическая культура, внеурочная деятельность, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Экоклуб «Здоровая среда»
Похожие статьи
Куприянова Светлана Геннадьевна
Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»
Внеучебная работа
2016
Куприянова Светлана Геннадьевна
Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы
Внеучебная работа
2017
Сергеева Антонида Анатольевна
Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности
Педагогические науки
2017
Маслова Ирина Владимировна
Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Педагогика
2018
Коржова Светлана Александровна
Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Спецвыпуск
2017
Леднева Ольга Сергеевна
Экологическое воспитание школьников
Педагогические науки
2015
Губарева Елена Геннадьевна
Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников
Педагогические науки
2017
Токарева Галина Владимировна
Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания
Общие вопросы
2015
Сатуева Лайла Ломалиевна
Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания
Воспитание в высшей школе
2016
дата публикации
апрель 2017 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Куприянова Светлана Геннадьевна
Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»
Внеучебная работа
2016
Куприянова Светлана Геннадьевна
Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы
Внеучебная работа
2017
Сергеева Антонида Анатольевна
Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности
Педагогические науки
2017
Маслова Ирина Владимировна
Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Педагогика
2018
Коржова Светлана Александровна
Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Спецвыпуск
2017
Леднева Ольга Сергеевна
Экологическое воспитание школьников
Педагогические науки
2015
Губарева Елена Геннадьевна
Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников
Педагогические науки
2017
Токарева Галина Владимировна
Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания
Общие вопросы
2015
Сатуева Лайла Ломалиевна
Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания
Воспитание в высшей школе
2016