Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Коржова С. А., Петров С. В. Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2820/ (дата обращения: 14.11.2018).



C:\Users\Школа25\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.811\спорт.jpgРеализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста, этому способствует программа ФГОС. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Спортивные эстафеты – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные занятия всегда требуют от детей двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность спортивных эстафет – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Соревновательная ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.

Большое воспитательное значение заложено в правилах эстафет. Они определяют, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Подвижные и спортивные эстафеты в комплексе ФГОС с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.

Экологический марафон

Цель: формирование нового экологического сознания и мировоззрения у школьников, повышение экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях реализации программы ФГОС.

Задачи:

- развитие гармонично развитой личности школьника посредством бережного отношения к своему здоровью;

- активное приобщение детей к физической культуре и спорту, регулярным занятиям физическими упражнениями;

- использование «бросового» материала для занятия физическими упражнениями и проведения игр-эстафет на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Обеспечение: плакат с названием мероприятия, гимнастические скамейки, обручи, швабры, баночки, пластиковые бутылки и пробки от них, стаканчики из-под йогурта.

Спортивно – экологический марафон проводится в спортивном зале школы №25 г. Томска. В эстафете принимают участие команды 2-х классов. Каждая команда имеет свое название, девиз и эмблему.

Оборудование:

3 ведра, 10 штук различных овощей, 3 обруча, 3 стула, белки нарисованные, 10 грибов и 10 ягод из картона, 3 бинта, пакет и различный мусор (фантики, бутылки и т.д.), рыбки, карточки с названиями предметов, фломастеры, ватман с нарисованными простым карандашом предметами.

Ход мероприятия.

Ведущий: «Экология – это взаимоотношения организма с окружающей его живой и неживой средой. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом, убежище. Так стала называться наука об условиях существования живых организмов. Экологи изучают животных и растения. Если нарушить звено экологической цепи, то это может привести к неожиданным изменениям в природе.

Ведущий: В одном месте боролись с комарами, докучавшими людям, уничтожая в водоемах их личинки. Вдруг стали исчезать в реках ценные породы рыб: оказалось, что комариные личинки – основная пища молоди этих рыб. Наша эстафета посвящена охране природы, животных. И сегодня мы поговорим о законах природы, о повадках животных, о том, как человек может помочь сберечь природу.

Ведущий:

Внимание! внимание!

Спешу вам сообщить:

Сегодня марафон

Хотим мы совершить.

Сегодня ребята, мы совершим необычное путешествие, которое называется экологический марафон.

Ведущий: Наш праздник посвящен году экологии. Здесь собрались все, кто любит физическую культуру, занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни и бережет природу.

Ведущий: А сейчас разрешите познакомить вас с участниками наших состязаний.

(представление команд)

Ведущий: Спасибо, вот и познакомились. Осталось представить жюри (представление).

Ведущий: Пусть победит сильнейший, пусть победит та команда, которая находится в прекрасной спортивной форме и готова к любым неожиданностям.

Ведущий: Команды готовы проявить чудеса, находчивость и сообразительность. Тогда начинаем наш экологический марафон!

Ведущий:

Наш первый конкурс

  1. «Посадка овощей».

Участники в составах двух команд строятся в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце, обозначаются 5 кругов. Первым номерам вручают ведра с картошкой (лук, морковь, свекла). По сигналу они бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустое ведро передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи, и ведро с овощами передают третьим номерам и т.д. Выигрывает команда, раньше завершившая игру.

Ведущий: С первым заданием вы справились хорошо. Мы считаем, что вы будете принимать все витамины в течение года.

Посмотрим, как вы справитесь со вторым испытанием.

  1. «Голодные белочки».

Ведущий: «Есть животные, которые делают запасы еды – на случай, если ничего из съестного не найдут или не поймают. К ним относятся белочки. Давайте поможем белочкам собрать грибы и ягоды». Напротив каждой команды в 5 м. от нее разложены грибы и ягоды из картона – 10 штук (по числу игроков в команде). На противоположном конце площадки «стоит» гимнастический обруч (его держит помощник), а за обручем на стуле находится игрушка «белка». Обруч – это белкин дом (дупло). В руках первых номеров по корзине.

По сигналу игрок с корзиной бежит к грибу или ягоде, кладет в корзину, бежит дальше к домику белки пролезает сквозь обруч и оставляет гриб возле белки. Обегает стул с белкой и возвращается с корзиной в руках. Затем передает корзину второму номеру, тот выполняет то же задание. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт ягоды и грибы «белочке».

Ведущий: – Ребята, вы отлично справляетесь!

А умеете ли вы оказывать первую медицинскую помощь?

Сейчас мы это и проверим.

3. «Первая помощь домашним животным (собаке, кошке Участвуют по одной девочке от каждой команды.

На расстоянии от них поставлены стулья. На стульях сидят участники команды одетые в «карнавальные» костюмы кошки. В руках у каждой девочки бинт медицинский. По сигналу они бегут к стульям и оказывают первую (доврачебную) помощь – забинтовывают «пострадавшему животному» лапку. Затем быстро возвращаются назад. Побеждает участница, выполнившая задание быстрее и правильнее.

Ведущий: Какие вы молодцы. Вы научились оказывать первую помощь пострадавшему. С вами не страшно отправиться в любое путешествие.

Я думаю, что многие из вас любят ходить в лес. А какие правила нужно соблюдать на природе? (дети отвечают).

Ведущий: Правильно!

Главное правило – это не оставлять мусор в лесу.

Наш следующий конкурс называется «Чистый лес».

4.«Чистый лес». Ведущий: В разнообразных условиях общения с природой – на экскурсиях, прогулках, в походах – нельзя оставлять не затушенным костер, нельзя оставлять мусор, разорять птичьи гнезда и муравейники.

Давайте представим, что мы пришли в лес, а на поляне разбросан различный мусор, надо лесу помочь и все это убрать.

Раскладывается «мусор». Из каждой команды приглашаются по два представителя (мальчик и девочка). Им дают два пакета для мусора.

Делегаты от каждой команды выполняют задание поочередно. Выигрывает та команда, которая соберет мусор за меньший промежуток времени.

Ведущий: В некоторых районах страны ямы и озера, заполненные водой, называют баклушами. В них остается много мальков ценных пород рыб. В жару вода пересыхает, и рыбная молодь гибнет.

Ведущий: Если баклуша образовалась недалеко от берега, прокапывают узкую канавку и спускают воду в реку. Для спасения рыбной молоди, оказавшейся далеко от берега, используйте сачки и сеть. Отлавливать мальков лучше утром, когда вода холоднее.

Ведущий: Сейчас мы проверим, какие вы «рыбаки – спасатели»!

5.Операция «Спаси рыбку».

Участники команд строятся в колонну по одному. Напротив каждой команды лежит обруч – это «речка». В 5 м. от линии старта на полу расположены рыбки, образуя круг. По сигналу первый номер бежит к рыбкам, берет одну и бежит дальше к обручу, где он оставляет рыбку. Затем быстро возвращается назад. Рыбок должно быть столько же, сколько участников в каждой команде. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Ведущий: Рыбу мы спасли, а сейчас проверим какие вы художники.

Так как этот год посвящен экологии, то следующее наше задание будет называться «Пейзаж».

6. «Пейзаж».

Напротив каждой команды ставится стол. На нем находится лист бумаги, где нужно нарисовать 10 предметов (грибы, ягоды, овощи, фрукты). В 5-6м. от линии старта стоит стул, где лежат карточки с названиями предметов. Каждый игрок берет одну карточку, переворачивает ее и читает, что ему нужно нарисовать. Бежит к столу берет фломастер нужного цвета и рисует свой предмет. Побеждает команда первой закончившая эстафету.

Ведущий: Какие красивые рисунки у вас получились. Вы на славу постарались, поэтому пора нам отдохнуть. Пока жюри подводит итоги нашего экологического марафона, мы с вами разгадаем увлекательные загадки.

Игра со зрителями. (За правильный ответ участник получает конфету)

1. Летом много их бывает, а зимой все вымирают. Прыгают жужжат над ухом. Как они зовутся. (мухи)

2. И в лесу мы, и в болоте, нас всегда везде найдете: на поляне, на опушке мы зеленые (лягушки)

3. Огромная кошка мелькнет за стволами, – глаза золотые и уши с кистями, но это не кошка, смотри, берегись: идет на охоту коварная (рысь).

4. Под корой сосны и ели точит сложные туннели, только дятлу на обед попадает (короед)

5. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят (черепахи)

6. Кто найдет мой длинный ход, сразу скажет это (крот).

7.Голубею я во ржи, как зовут меня скажи! (василек)

8.Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены (березы).

9.Круглый, зрелый, загорелый, попался на зубок, расколоться все не мог, а попал под молоток, хрустнул раз – и треснул бок (орех).

10.Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелек (одуванчик).

Ведущий: А теперь слово жюри (награждение участников соревнований)

Ведущий: Вот и подошло к концу наш экологический марафон. Осталось определить только победителя.

Ведущий:

Замер тихо стадион –

Кто же будет чемпион?

Подводя итог игры,

Подсчитать очки должны.

У какого больше всех,

Того ждёт большой успех!

Ведущий: Праздник весёлый удался на славу,

Я думаю, всем он пришёлся на славу,

До свиданья друзья! Счастливы будьте,

Здоровы, добры и про спорт не забудьте!

Ведущий: А теперь слово жюри. (Объявляет места команд, проводится награждение команд и участников)

Таблица оценивания конкурсов

№ п/п

Название конкурса

Команда №

Команда №

Команда №

1

Посадка овощей

2

Голодные белочки

3

Первая помощь домашним животным

4

Чистый лес

5

Спаси рыбку

6

Пейзаж

итого

место

Основные термины (генерируются автоматически): ведущий, команда, экологический марафон, физическая культура, каменная рубаха, внеурочная деятельность, бережное отношение, ценная порода рыб, чистый лес, различный мусор.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

«Особенность внеурочной деятельности в экологическом воспитании проявляется на уровне следующих моментов

очистить школьный двор или небольшой участок леса от мусора и сушняка

Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении... окружающая среда, дерево, бережное отношение, экологическая работа...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений

Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура...

Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»

В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики. В решении задач гуманного и бережного отношения к природе...

Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка»

 воспитание у детей бережного отношения к природе

Каждая из команд путем жеребьевки получает одну экологическую «кричалку».

Задача: из рассыпанных букв составить как можно больше названий рыб.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к

Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе...

Формирование экологической культуры младших школьников

Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников хорошо наблюдается в начальной школе

Познавательно-развлекательное, познавательно-практическое, исследовательское направления рассчитаны на внеурочную деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

«Особенность внеурочной деятельности в экологическом воспитании проявляется на уровне следующих моментов

очистить школьный двор или небольшой участок леса от мусора и сушняка

Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении... окружающая среда, дерево, бережное отношение, экологическая работа...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений

Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура...

Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»

В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики. В решении задач гуманного и бережного отношения к природе...

Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка»

 воспитание у детей бережного отношения к природе

Каждая из команд путем жеребьевки получает одну экологическую «кричалку».

Задача: из рассыпанных букв составить как можно больше названий рыб.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к

Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе...

Формирование экологической культуры младших школьников

Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников хорошо наблюдается в начальной школе

Познавательно-развлекательное, познавательно-практическое, исследовательское направления рассчитаны на внеурочную деятельность.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос