Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Куприянова С. Г. Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда» // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1416/ (дата обращения: 20.10.2018).



В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Программа «Экоклуб «Здоровая среда» — это развивающая программа биолого-экологической направленности для школьников младшего подросткового возраста. В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно-деятельностный подход, а формы деятельности — это: занятия — практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары, викторины.

Цели программы:

– сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе;

– развивать творческие способности;

– привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;

Задачи:

– формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

– формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)

– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий;

– воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.

Образовательная программа рассчитана на обучающихся младшего подросткового возраста — 11–12 лет. Реализация программы Экоклуб «Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Личностные, метапредметные ипредметные результаты

Ожидаемые результаты:

Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.

– Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.

– Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.

– Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.

Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса “Экоклуб”.

Личностными результатами являются:

– Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;

– Бережное отношение к природе;

– Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;

– Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Метапредметными результатами являются:

– Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

– Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

– Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

– Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметными результатами являются:

– Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;

– Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;

– Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;

– Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.

Содержание программы

Наименование раздела

Кол-во часов

1

«Растения вокруг нас»

Включает в себя теоретические и практические занятия по комнатному цветоводству и изучению природных растительных сообществ.

10

2

«Наши друзья— животные»

Содержит теоретические и практические занятия по изучению насекомых, птиц, млекопитающих, фауны аквариума.

9

3

«Экология имы»

Включает в себя теоретические и практические занятия по изучению взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой, норм поведения человека в природе, проведение мероприятий природоохранной направленности.

16

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Теоретические занятия

Кол-во

часов

Практические занятия

Кол-во

часов

Раздел 1 «Растения вокруг нас»— 10 часов

1

Природные растительные сообщества

3

Растительный мир моего края

1

Осенние явления в жизни растений (экскурсия)

Изготовления гербария древесных растений

2

2

Дары осени

2

Типы плодов и семян

1

Изготовление коллекции плодов и семян

1

3

Уход за комнатными растениями

5

Правила работы с определителями комнатных растений, правила составления паспорта, правила черенкования и пересадки укоренившихся черенков

2

Определение комнатных растений в кабинете биологии, изготовление и размещение этикеток комнатных растений

Пересадка и перевалка комнатных растений

3

Раздел 2 «Наши друзья— животные»— 9 часов

1

Водная среда жизни и её обитатели

2

Многообразие аквариумных рыбок, условия их содержания

1

Изучение и зарисовка рыб

1

2

Приключения с насекомыми

2

Разнообразие форм, способов питания, особенности поведения и размножения насекомых

1

Изучение коллекций насекомых

1

3

Жизнь птиц

3

Птицы вокруг нас

1

Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка. Наблюдение за птицами.

Проведение викторины «День птиц»

2

4

Млекопитающие Самарской области

2

Видовой состав млекопитающих Самарской области, редкие и исчезающие виды, необходимость их охраны

1

Проектная работа «Редкие и исчезающие виды животных Самарской области»

1

Раздел 3 «Экология имы»— 16 часов

1

Человек в природе

6

Экология — наука о среде обитания. Прямое и косвенное влияние человека на природу

2

Экскурсия «Мир полон загадок»

Составление пищевых цепей

Изучение мер по утилизации бытовых отходов, их вторичное использование

Экскурсия на автомобильную дорогу. Подсчет количества машин

4

2

Работа с оборудованием цифровой лаборатории «Архимед»

6

Знакомство с датчиками цифровой лаборатории и правилами работы с ними

1

Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание микропрепаратов

Работа с датчиками температуры, влажности, освещенности

Исследование микроклимата кабинетов, рекреаций и других помещений школы

Подготовка и защита презентаций по итогам исследования микроклимата

5

3

Природа знает лучше

4

Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения

1

Изучение условий жизни растений в парке. Экскурсия

Проведение праздника «В гостях у природы»

3

ИТОГО:

35

12

23

Учебно-методическое иматериально-техническое обеспечение программы

Оборудование для занятий вкабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, цифровая лаборатория «Архимед»

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии, определители растений и животных, коллекции насекомых.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

Литература:

  1. Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н.-Минск: «Интерпрессервис», 2003.
  2. Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов.-Самара, 2005.
  3. Каплин В. Г. Биоиндикация состояния экосистем.-Самара, 2001.
  4. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся.-М.: Просвещение, 2007.
  6. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов.-М.: Мысль, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, цифровая лаборатория, Самарская область, окружающая среда, растение, занятие, час, Бережное отношение, внеурочная деятельность, младший подростковый возраст.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

окружающая среда, дерево, бережное отношение, экологическая работа, начальная школа, наблюдение, исследовательская работа, воспитание, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

внеурочная деятельность, реализация программы, экологическое образование, здоровая среда, программа, окружающая среда, раздел, час, активная деятельность, биолого-экологическая направленность.

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

ценностное отношение, природа, окружающий мир, младший школьный возраст, общее образование, проект, уровень результатов, младший школьник, внеурочная деятельность... Проект как средство экологического образования младших...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

природа, младший школьный возраст, ценностное отношение, ребенок, младший школьник, начальная школа, окружающая среда, окружающий мир, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания.

Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. — М., 1978.

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность

Основные термины (генерируются автоматически): эколого-эстетическое воспитание, школьник, внеурочная деятельность, окружающая среда, младший школьник...

Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»

При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Внеклассная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

окружающая среда, дерево, бережное отношение, экологическая работа, начальная школа, наблюдение, исследовательская работа, воспитание, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

внеурочная деятельность, реализация программы, экологическое образование, здоровая среда, программа, окружающая среда, раздел, час, активная деятельность, биолого-экологическая направленность.

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

ценностное отношение, природа, окружающий мир, младший школьный возраст, общее образование, проект, уровень результатов, младший школьник, внеурочная деятельность... Проект как средство экологического образования младших...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

природа, младший школьный возраст, ценностное отношение, ребенок, младший школьник, начальная школа, окружающая среда, окружающий мир, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания.

Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. — М., 1978.

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность

Основные термины (генерируются автоматически): эколого-эстетическое воспитание, школьник, внеурочная деятельность, окружающая среда, младший школьник...

Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»

При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Внеклассная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос