Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 5713 раз

Библиографическое описание:

Ананьина, С. А. Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ» / С. А. Ананьина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2502/ (дата обращения: 16.12.2024).



Никогда не прекращайте самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, нет пределов

Рубакин Н. А.

Над темой самообразования: «Игра, как средство воспитания младших школьников с ОВЗ», я работаю пятый год. 2016–2017 год — заключительный этап в работе по данной теме. Игра — один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

− Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

− Развитие эмоционально-волевой сферы;

− Обогащение представлений об окружающем мире;

− Формирование коммуникативных навыков;

− Формирование культурного поведения;

− Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

Игра — главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали и в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными возможностями здоровья т. к. коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя воспитанников с нарушениями развития, можно отметить их инертность, рассеянность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

Игра является и действенным средством совершенствования таких значимых для воспитанников с множественными или сложными дефектами функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и другие.

Игра должна присутствовать в режиме дня в той мере, в какой она необходима для создания гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, коррекции и стимулирования всех сторон развития ребенка.

На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка, как инструмент коррекции и позитивных изменений личности воспитанника, его психических функций и поведения. Воспитателю необходимо уметь педагогически целесообразно адаптировать этот опыт, чтобы при необходимости его использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе.

Цель моей работы: повышение профессионального мастерства и компетентности. В течение года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогики. Работая над этой темой, изучила методическую литературу: Бесовой М. А., Забрамная С. Д., Боровик О. В. Чутко Н. Я, Степановой О. А. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью перенятия опыта работы.

На основе изученной литературы, авторских методик, разработала проект рабочей программы дополнительного образования учащихся младшего школьного возраста «Воспитание и развитие воспитанников с ОВЗ в начальной школе средствами игровой деятельности на 2016–2017 учебный год». В течение учебного года подготовила картотеку сюжетно-ролевых игр. Выступала с докладом: «Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ» на МО воспитателей начальной школы.

Провела открытое занятие на тему: «Русская матрешка», на котором воспитанники расширили и закрепили знания о народном русском сувенире — матрешке. Посетила открытые занятия коллег для расширения педагогического опыта, с дальнейшим использованием в своей практике. Мои воспитанники принимали активное участие в проектной деятельности: «Наш дом», военный проект: «Великая отечественная война. Битва за Москву», в выставках, конкурсах, проводимых на базе нашего учреждения. Общение с родителями я ставлю на особое место в своей работе. Ведь это и позитивное настроение ребенка, и помощь в изучении индивидуальных особенностей, и поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся. Все это в конечном итоге положительно сказывается на результативности обучения. В своей педагогической деятельности я стараюсь находить время для личных встреч и индивидуальных бесед с родителями. Еженедельно в конце недели провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка с новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных праздниках. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение. Активно использую при работе с родителями обучающихся, такие формы взаимодействия как: индивидуальные формы, а именно беседа, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор. Работая над данной темой самообразования, я пришла к заключению о большой значимости и действенности игры в решении задач профилактики, диагностики и коррекции поведения и развития воспитанников коррекционной школы VIII типа. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом работы c такими детьми, как и урок. Свой анализ работы я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!».

Литература:

  1. Амонашвили Ш. Спешите, дети, будем учиться летать/ Культурология. Издательский дом Шалвы Амоношвили. — Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, 2007. — 120 с.
  2. Бесова М. А. Познавательные игры от А до Я / Художник А. А. Селиванов-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.: ил. – (После уроков).
  3. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000.
  4. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  5. Степанова О. А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. — 2001. — № 4. — С. 3–7.
  6. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием // Издательство «Советская Россия»; Москва; 1962. — 130 с. ISBN 5–8653–0951–5
Основные термины (генерируются автоматически): VIII, игра, коррекционная школа, начальная школа, развитие, развитие воспитанников, родитель.

Похожие статьи

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Методическая разработка «Рисунок как средство диагностики психического развития дошкольников в условиях ДОУ»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Профориентационная практика «Я — знаток в профессии» по формированию образа Я в профессии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Конспект совместной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме: «Прогоним микробов»

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Похожие статьи

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Методическая разработка «Рисунок как средство диагностики психического развития дошкольников в условиях ДОУ»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Профориентационная практика «Я — знаток в профессии» по формированию образа Я в профессии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Конспект совместной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме: «Прогоним микробов»

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Задать вопрос