Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Мизюра, Л. В. Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности» / Л. В. Мизюра. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2510/ (дата обращения: 16.12.2024).



Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов

Рубакин Н. А.

На первом этапе — поисково-теоретическом (2016–2017 гг.) — осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в теории воспитания. Определились цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные теоретические положения исследуемой проблемы, разработать программу работы. Была определена тема, поставлены цель и задачи работы над данной проблемой.

Первый год я работаю над темой самообразования: «Развитие коммуникативно — речевых способностей воспитанников начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности». Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, коммуникативных способностей и т. д.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками.

В течение всего года я изучала литературу по театрализованной деятельности: Т. С. Григорьева программа «Маленький актер», О. В. Гончарова программа «Театральная палитра». Взяв за основу эти программы, согласно возрастным особенностям воспитанников, я разработала ежегодное перспективное планирование, куда входило: знакомство с театральными профессиями, с театральной лексикой, с различными видами кукольного театра, разучивание стихов, работу над этюдами.

Чтобы реализовать поставленные цель и задачи, в гостиной был создан театрализованный уголок с различными видами театров:

  1. настольный театр,
  2. театр резиновой игрушки,
  3. театр мягкой игрушки,
  4. театр масок, пальчиковый театр,
  5. театр картинок (фланелеграф).

Главных героев спектакля совместно с воспитанниками склеивали из бумаги, лепили из пластилина, глины, теста и эти же материалы использовали для создания декораций к спектаклю.

Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками — «Сказкотерапия» Васьковой О. Ф., Политыкиной А. А.; «Развитие речи, и творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О. А. Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр — тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности. Читая воспитанникам мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их. При прочтении сказки мы с воспитанниками старались обыграть её по ролям, используя при этом различные виды театров. Например, в рамках календарного планирования с воспитанниками обыгрывали сказку: «Рукавичка», «Мешок яблок». Для драматизации сказки использовался настольный театр.

Часть воспитанников моего класса играют роли в общешкольных спектаклях, все ребята принимают участие в изготовлении костюмов и атрибутов. На протяжении года дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Воспитанники моего класса участвовали в театрализованном новогоднем представлении «Принцесса на горошине».

Также в течение года приняла участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: участие в торжественной линейке, посвященной 1 сентября «Добро пожаловать в страну знаний!», «С Днем Учителя!», новогодней дискотеке «Танцующая елка», «С праздником Святой Пасхи!», «Этот День Победы!»

В ходе проекта «Дом, в котором я живу» с воспитанниками провела объёмную работу. Проведено проектное занятие: «Моя Москва». В процессе проектной деятельности воспитанники познакомились с историей Москвы, ее достопримечательностями, обсудили любимые места, нарисовали и сделали аппликации по теме, написали сочинения о столице, совместно с параллельными классами изготовили макет Московского Кремля. Также разработала конспект и провела открытое занятие «Жилища народов мира», на котором воспитанники получили знания о жизни людей в разных уголках планеты, их национальных культурах, традициях, быте и жилищах.

В ходе проекта «Великая Отечественная война» было проведено занятие «Великие сражения — битва под Москвой». Воспитанники актуализировали знания по теме: «Родина, Отчизна, страна», закрепили имеющиеся представления о Великой Отечественной войне, продолжали учиться активно участвовать в коллективной беседе, выслушивать ответы других людей.

В течение года старалась привлечь родителей к участию в наших общешкольных праздниках, досугах. В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности:

«Как поддержать интерес к театру».

«Развитие коммуникативно — речевых способностей воспитанников через театральные игры».

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности».

В конце года я могу сказать, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на развитие речевой культуры детей, его разговорную и диалогическую речь, коммуникативные навыки. В процессе творческой деятельности, достигнут и определенный педагогический результат: воспитанники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, могут импровизировать, общительны и раскрепощены. Я, как педагог, занимаясь развитием коммуникативно-речевых способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой работы.

Литература:

  1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

2. Гончарова О. В. Программа художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра». Издательство: Сфера, 2010 г.

  1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5–7 лет Издательство: Сфера, 2012 г.
  2. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, воспитанник, мой класс, настольный театр, развитие речи, различный вид театров, речевая способность воспитанников, театральная деятельность, ходя проекта.

Похожие статьи

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Методическая разработка «Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Похожие статьи

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Методическая разработка «Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Задать вопрос