Роль отца в воспитании сына | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паршина, И. В. Роль отца в воспитании сына / И. В. Паршина, Е. С. Горожанкина, Н. А. Никитишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2250/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается направления работы с отцами детей старшего дошкольного возраста на формирование у мальчиков устойчивого мужского мышления и поведения.

Мир семьи разнообразен и многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако, семейная жизнь — не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем.

Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке женственные черты, а в мальчике — мужественность.

Нельзя начинать с вопроса: «Как нужно воспитывать мальчиков и девочек?». Сначала нужно ответить на вопрос: «Какую роль мужчины и женщины хотят играть в нашем обществе?». Когда мужчины и женщины найдут для себя ответ на вопрос, какую роль они хотят играть в обществе, тогда легче ответить на вопрос, как воспитывать девочек и мальчиков.

Никто еще не исследовал, не изучил, насколько велика роль отца в воспитании ребенка. Все педагогические сочинения, все научные труды ориентированы на мать, адресованы матери и никогда — отцу. Но, на наш взгляд, отец должен участвовать в воспитании ребенка с первых минут его появления на свет. Нельзя ограждать его ни от пеленок, ни от недосыпа, ни от каких других нагрузок.

«Отец, отказываясь от занятий с малышом, лишает и его, и себя многих прекрасных минут. Эмоциональные отношения между ребенком и отцом — результат частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное отношение между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью».

О том, чем отличается материнское и отцовское воздействие на детей. Интересно и тонко написал писатель Симон Соловейчик. «Материнское отношение, — говорит он, — означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты. При таком сочетании ребенок чувствует, что он любим, хорош и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании эмоциональных связей с ними в будущем. Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается взаимоотношений, любви. Отцовская критика — просто критика, материнская — отказ от любви (так кажется ребенку). Замечено, что стиль взаимодействия отцов с детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в традиционные, спокойные игры, отцы — устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или злого и ужасного Бармалея. В таких играх детям особенно нравится проявление физической силы и стихийности. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимает нервное напряжение, заряжает положительными эмоциями. Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной. В воспитании мальчиков есть своя специфика. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Для этого в группе был создан «Клуб отцов». Признаемся честно, сначала было много критики и недоумения со стороны отцов. Изменить устаревшие стереотипы оказалось не так-то просто. Мужчины рассуждали следующим образом: «Я должен обеспечивать семью материально, а всякие там пуси-муси — это с женой». Встал вопрос как же привлечь к сотрудничеству пап наших воспитанников. Пошли на хитрость и провели анкетирование среди детей «Папа, мама, я…» в ходе которого выявилась незначительная роль отца в семье. Результаты исследования были предложены папам (рисунки детей). Так возникла идея создать «Клуб отцов», где папы в неформальной обстановке могли бы обсудить вопросы, связанные с воспитанием сыновей и дочерей. Сначала в клубе было 2 мужчин, но мы не отчаивались, а всячески привлекали к сотрудничеству оставшихся 24. Был разработан план мероприятий с привлечением именно мужчин «Секретные совещания настоящих мужчин». Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Работу с родителями нужно строить с учетом сложившихся представлений у детей в семье. С родителями детей 1-ой группы цель работы заключается в том, чтобы способствовать дальнейшему обогащению родителей педагогическими знаниями, помогать им избегать ошибок в воспитании или вовремя исправлять их, способствовать изучению семейного опыта других родителей. С родителями детей 2-ой группы работать необходимо в направлении изменения потребительского отношения ребенка в семье, помощи в налаживании семейной атмосферы, нужно обратить внимание родителей на отрицательные стороны проявления жесткого диктата со стороны одного из родителей, пробудить интерес к педагогической литературе, вопросам воспитания. С родителями детей 3-ей группы необходимо проводить всю перечисленную выше работу, плюс — помочь родителям понять причины отрицательного отношения ребенка, устранить в семье конфликтные ситуации.

Мы предложили папам рассказать о своей профессии, показать ее значимость для общества. Затем были предложены проблемные ситуации:

Например, игровая ситуация: взрослый рассказывает, как папа грубо обидел бабушку. Бабушка (воспитательница) с расстройства пошла, стирать белье, и забыла выключить кран с водой. Затем дети разыгрывают, как все вместе спасали бабушку и вещи. При этом в качестве игрового материала используются игры с водой, песком и глиной.

Ситуация: воспитательница рассказывает, как папа накричал на маму. Мама расстроилась и ушла к соседке, забыв о том, что поставила пирог в духовку. Дети разыгрывают ситуацию, как они испекли новые пирог (из песка), и как папа просил у мамы прощения.

Ситуация: бабушка сильно разозлилась на маму, а у мамы в руках была ее любимая ваза. От злости мама бросила вазу на пол. Дети разыгрывают ситуацию, лепят из глины для мамы новую вазу.

Со второй группой проблема наказаний со стороны родителей не стоит, однако требует положительной работы по формированию уважения к родителям и страха перед родительским авторитетом.

Ситуация 1. Мы с папой стояли на остановке, ждали автобуса. Подъехал автобус, двери открылись, и мы увидели бабушку, которая начала спускаться. У нее в руках была тяжелая сумка. Мой папа тут же взял сумку у бабушки и помог ей спуститься по ступенькам. Бабушка поблагодарила папу, а я потом гордился своим папой.

Ситуация 2. Когда мы с папой гуляли, то видели, как щенок запутался в веревке и сильно скулил. Мы с папой подошли к нему, и папа распутал веревку. Щенок обрадовался, начал облизывать папе руки. Я обрадовалась, что мы помогли щенку.

Ситуация 3. Однажды мы с мамой и папой пошли гулять на пруд. На улице был ветер, и у меня с головы улетела панамка. Я расплакалась. Мама стала меня успокаивать, сказала, что купит новую. А папа нашел на земле палку и достал из воды панамку. Я очень обрадовалась, начала целовать папу, потому что он «спас» мою любимую панамку.

Перечисленные проблемные педагогические ситуации мы относим к социально-ориентирующим, т. е. таким, которые позволяют сформировать социальные установки на формирование положительных образов детей и родителей, дочерей и матерей, сыновей и отцов, жен и мужей. Данные ситуации лежат в основе использования личностно-ориентированных технологий социально-педагогического взаимодействия воспитателей, детей и родителей.

Папам второй подгруппы детей мы предложили организовать дома и в детском саду «Уголок мужского дела» для ремонта игрушек. Под руководством пап, используя отвертки, шурупы, молоток, винтики, болты мальчики с удовольствием ремонтировали сломанные игрушки.

Для повышения значимости роли отца в семье педагогами для всех условно выделенных подгрупп детей была предложена следующая художественная литература: сказки «Как мальчик свой город спас», «Два брата»; рассказы советских писателей: К. Д. Ушинский «Сила не право», Е. Пермяк «Для чего нужны руки», Н. Носов «Заплатка», Е. Пермяк «Торопливый ножик» и др.

Итоговым мероприятием всех встреч с папами мальчиков стало итоговое занятие в клубе отцов под названием «Мальчики маленькие рыцари». Цель: воспитание взаимоуважения, чувство социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых. Умение ценить женскую красоту и благородство. В ходе мероприятия папам и сыновьям было предложено закончить и нарисовать сказку о спасении принцессы. С каким удовольствием и желанием спасти принцессу и папы, и мальчики включились в обсуждение и рисование.

Вечера досуга, с привлечением мам и пап — прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам, а также возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т. к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», различные выставки «Мир глазами мальчиков», «Лего-проекты наших мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра — средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном»,

В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.

Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».

Вариантов форм и методов работы с родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя — это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь_ одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым, Правильная, разумная любовь отца и матери помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Литература:

  1. Алёшина Ю. А.; Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- № 4-с.74–82
  2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120
  3. Андреев И. Л.. Игры, которых не знает Европа.// Мир психологии 1998. № 4
  4. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. — Прайм- ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 –с.320
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –Питер, 2000-с.400
  6. Калина О. Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии № 1, 2007 — с.15–27
  7. Корнеева Е. Н. Почему они такие разные?: характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль 2005 -с. 157
  8. Логинов А. А. Мужчины и женщины. Минск,1989 –с. 448
  9. Якобсон С. Г. Формирование Я — потенциального. // Вопросы психологии 1997 № 3-с.3-
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отец, родитель, мальчик, пап, ситуация, мама, мать, родитель детей, воспитание ребенка.

Похожие статьи

Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни

Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы

В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Статья посвящена важности комплексного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.

Похожие статьи

Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни

Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы

В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Статья посвящена важности комплексного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.

Задать вопрос