Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы
Автор: Григорьева Ольга Николаевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 29.10.2016
Статья просмотрена: 2112 раз
Библиографическое описание:
Григорьева, О. Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы / О. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1379/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье раскрываются смысл и содержание экологического воспитания у детей средней группы детского сада.
Актуальность.
Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек наслаждается красками природы, картинами, звуками, запахами. Всё это доставляет ему огромное наслаждение. Важно сохранить эту красоту для будущих поколений. Поэтому воспитание любви к природе, заботы о ней начинать нужно с малых лет.
Целью статьи является изучение содержания экологического воспитания детей средней группы, его анализ и обобщение форм и методов работы.
Наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром, называется экологией. Это слово образовалось из двух греческих слов: «экос»- дом и «логос»- наука. Вот и получается, что экология — это наука о нашем общем доме- Земле.
Одним из направлений экологического воспитания детей является ознакомление их с окружающим миром. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:
– формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
– расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях,
– развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней,
– бережного отношения к своему здоровью.
Остановимся подробнее на формировании элементарных экологических представлений у детей средней группы.
У ребят пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром. Детей учат делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий. Наблюдений, опытнической деятельности, подвижных, дидактических, сюжетно- ролевых игр. В процессе игр- драматизаций дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных- сказочных персонажей.
Также во время занятий и игровой деятельности необходимо объяснять детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание. Подвести их к понятию того, что есть нужно но только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития. Ведь человек- это тоже часть природы и его жизнь и здоровье нужно тоже охранять.
В этом возрасте дети продолжают называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Следует обогащать и уточнять их представление о многообразии растительного и животного мира.
Закреплять знания о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять какую пользу они приносят человеку, формировать желание ухаживать за животными. Заботиться о них.
Необходимо наблюдать с детьми за животными (по мере возможности). Учить любоваться их красотой, силой и ловкостью, рассказывать о том, что домашние животные преданы своим хозяевам. Продолжать учить узнавать и правильно называть животных и их детёнышей. Ребёнок пятого года жизни способен выделять строение тела животного и называть цвет окраса. Для закрепления знаний о животных можно играть в игру «Изобрази животное». (Один ребёнок изображает мимикой и жестами животное, а другие — угадывают).
Важно помочь детям понять, что с животными нельзя поступать как с людьми- кормить сладостями, заворачивать в пелёнку, как маленьких детей, и т. д., объяснить особенности обитания животных в природе (звери — на земле, птицы — в воздухе, рыбы — в воде, червяки — в земле). Необходимо учить сравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых.
Следует уточнять представления детей о некоторых насекомых (муравей. Бабочка, жук), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка летает, муравей- ползает, жук летает и ползает).
Также дети этого возраста должны узнавать лягушку и знать основные особенности её внешнего вида, движений, издаваемых звуков (у лягушки зелёная кожа, на голове большие глаза, имеет четыре лапки, не только прыгает, но и плавает, лягушка квакает).
Нужно формировать у детей желание любоваться природой и беречь её, ежедневно упражняя в этом.
Продолжать знакомить детей с животными в процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций (для этого можно завести альбомы), бесед, игровой деятельности.
В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Следует рассказывать детям о некоторых грибах, ягодах, растущих в лесах нашей местности, дать представление о простейших взаимосвязях между природными явлениями (лесные растения являются пищей для лесных жителей).
На прогулках продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Можно поиграть в игру «Да и нет». Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают: да или нет (Например: зимой на деревьях много листьев? Летом в лесу много грибов и ягод?).
Осенью расширять знания об овощах и фруктах, ягодах и грибах. Закреплять умение видеть красоту осенней природы. Предоставить детям возможность активно действовать: создавать красивые букеты из осенних листьев, делать поделки из природного материала. А для этого нужно собрать камешки, шишки, коренья. Семена, листья и т. д. Можно поиграть с ветром, используя вертушку или султанчики. Подвести к пониманию того, чем сильнее ветер. Тем быстрее движения вертушки, а если ветра нет, вертушка не вертится, султанчик не колышется.
Зимой уточнять представления о том, как зимуют животные (лиса, заяц, медведь), наблюдать за поведением птиц, рассматривать их следы, побеседовать о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору.
Обращать внимание на красоту зимней природы.
Весной учить выделять первые весенние признаки. Наблюдать за первыми растениями, за появившимися почками и первыми листочками, за цветением деревьев и кустарников. Подвести к пониманию того, что люди должны трудиться, чтобы сохранить деревья и осенью получить вкусные яблоки, груши, а в огороде урожай овощей.
Летом наблюдать за погодой, закреплять знания о свойствах воды, песка, камней и глины в процессе трудовой, игровой и опытнической деятельности. (можно использовать пособие Дыбиной «Неизведанное рядом»).
Закреплять умения классифицировать овощи и фрукты по определённым признакам. (игра «Что сажают в огороде?»).
Для уточнения знаний о временах года игра «Когда это бывает?»
Немаловажную роль играет уголок природы. В повседневной жизни педагог организует наблюдения за растениями и животными в уголке, привлекает к выполнению индивидуальных поручений, со второй половины года организует дежурство в уголке природы.
В средней группе уголок природы должен содержать:
– аквариум с рыбками) разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась),
– клетку с птицами,
– комнатные растения 5–6 видов 9бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула),
– осенние букеты,
– календари погоды и природы,
– наглядный иллюстративный материал,
– дидактические игры,
– материал для проведения опытов,
– бросовый материал,
– природный материал,
– лейки,
– тазики для воды,
– тряпочки,
– клеёнки,
– палочки для рыхления.
У детей пятого года жизни следует воспитывать положительное отношение к труду. Нужно разъяснять детям значимость их труда и поощрять ребят, проявляющих инициативу в оказании помощи взрослым.
В осенний период привлекать к посильной уборке листьев. Продолжать знакомить с рабочим инвентарём: грабли, лопаты и т. д.
Зимой учить убирать снег с дорожек, лепить снеговиков, привлекать к подкормке птиц.
В конце апреля посеять семена гороха, в начале мая- посадить лук. Совместно с воспитателем дети выполняют несложную работу на огороде и на цветнике. В уголке природы учатся поливать растения, протирать большие листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю. Закреплять умение кормить рыб. Следует помнить, что детей пятого года жизни больше интересует процесс, чем результат.
Большое познавательное значение имеет опытническая деятельность. В процессе проведения элементарных опытов нужно подвести детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет и воздух, показать значение воды в жизни человека, уточнить их знания о свойствах воды. В зимний период в процессе лепки снежных построек знакомить со свойствами снега. Показать, как растаявший снег превращается в грязную воду, объяснить почему. Дети охотно играют с песком и снегом- это неисчерпаемый материал для творческий игр. Зимой можно замораживать цветные льдинки, рассматривать снежинки.
Вся эта огромная работа не достигнет успеха, если не будет поддержки родителей. Ребёнок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки. Экологическое просвещение родителей- одно из важных и в то же время наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Наиболее эффективными методами работы с семьёй является взаимодействие родителей и детей. Можно проводить совместные экологически праздники, субботники, организовывать экскурсии в природу.
Важно помнить, что любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь закладывается у нас с детства (русский писатель Иван Сергеевич Соколов- Микитов).
Литература:
- Веракса Н.Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. От Рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.:Мозаика- Синтез, 2014
Похожие статьи
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...
Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования
В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Роль отца в воспитании сына
В статье раскрывается направления работы с отцами детей старшего дошкольного возраста на формирование у мальчиков устойчивого мужского мышления и поведения.
Формирование познавательных учебных действий младших школьников
Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Рассматриваются особенности формирования познавательных учебный действий. Описаны способы, методы формирования познавательных учебных действий мл...
Похожие статьи
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...
Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования
В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Роль отца в воспитании сына
В статье раскрывается направления работы с отцами детей старшего дошкольного возраста на формирование у мальчиков устойчивого мужского мышления и поведения.
Формирование познавательных учебных действий младших школьников
Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Рассматриваются особенности формирования познавательных учебный действий. Описаны способы, методы формирования познавательных учебных действий мл...