Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Зверева, К. А. Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста / К. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 506-508. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11790/ (дата обращения: 22.11.2024).



Проблема воспитания дошкольников в экологическом направлении в настоящее время стоит очень остро. В технологический и скоростной век не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за природой, окружающей нас. Нехватка детского общения с природой впоследствии оборачивается ненадлежащим отношением ко всему живому, черствостью, безнравственностью. Безусловно все мы чаще и в обязательном порядке должны чаще общаться с окружающим миром: с растениями и животными, наслаждаться тишиной, любоваться красочными пейзажами, слушать шорохи в лесу. А бережливое отношение к природе должно быть нормой поведения для людей любого возраста. Воспитание дошкольников в экологическом плане на сегодняшний день стало одним из главных направлений в дошкольном образовании.

Пятилетних детей знакoмят с явлениями неживой и живой природы, как в повседневной деятельности, так и на занятиях — на прогулках в процессе наблюдений, работы в природном уголке, в играх и на экскурсиях. Дети наглядно следят за жизнью животных и растений, изменениями погоды отмечают в течение года календарь изменений в природе, моделирующий сезонную смену года. Чтобы уточнить и закрепить формирующиеся представления широко используются дидактические игры с природными предметами (фруктами, овощами, листьями) или их изображениями на картинках.

Важное место в воспитании экологической грамотности имеют чувственные восприятия детей, поэтому главным методом, на разных возрастных этапах, служат наблюдения. Они проводятся на ежедневных прогулках, экскурсиях в природу, занятиях, во время труда на природе.

В прогулочное время дети узнают названия цветов, кустарников, деревьев, узнают их в разные времена года, ухаживают за ними. Наблюдения детьми также идет за насекомыми и птицами, а при наличии клумбы или огорода– за тем как происходит развитие растения из семени. Мы знаем, что большинство растений, произрастающих дома — пришельцы из различных областей мира с разными почвенными и климатическими и условиями. При создании приближённых условий жизни для комнатных растений, дети практически знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. Чтобы эта работа была не бесполезной, наставник сам должен иметь определённый запас знаний в области экологии.

Одним из видов работ по экологическому воспитанию являются экскурсии в природу. Не секрет, что многие дети приходят в детский сад с потребительскими, очень ограниченными представлениями о природе. Поэтому педагогу предстоит нелёгкий и длительный путь к сердцам детей, чтобы перед ними открылся неповторимый, удивительный и разнообразный мир природы.

Любовь к природе продолжает прививаться и на занятиях по изобразительной искусству, ребёнок рисует, лепит растения или животных, которые встретились ему во время экскурсии. Постоянным должен быть процесс формирования чувств и мышления. Художественный вкус, творческое мышление, формируется в процессе чтения, где художественное слово, музыкальное произведение и картинка составляют единое целое, идет формирование понимания того, что всё взаимосвязано в окружающем мире.

Важной особенностью этого периодa являются становление сюжетно− ролевой игры, большой интерес к ней детей. Именно поэтому педагог может чаще использовать ее в эколого− педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и самостоятельной игровой деятельности.

Учитывая особенности дошкольного возраста, также необходимо учитывать дидактические принципы: наглядность; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; системность; доступность.

Основы экологических представлений дети получают на занятиях, которые можно проводить, как по группам, так и индивидуально. Именно на занятиях дети получают первые знания в области экологии, развиваются основные познавательные способности и процессы. Занятия дают возможность систематизировать и уточнить личный детский опыт. Но в ходе исследования выяснилось, что настоящий интерес к познанию природы и рачительного отношения к ней возникают у детей лишь в процессе систематического общения с окружающей природой. Поэтому среди многочисленных форм и методов экологического воспитания дошкольников главным является наблюдение.

Разнообразные наблюдения позволяют организовывать и многообразие явлений природы, окружающие дошкольников в ближайшем окружении и на участке детского сада, в помещении. Всякий раз нужно продумывать содержание, форму, методы проведения наблюдений. Ведь у нас цель — пробудить познавательную активность детей, интерес, умение и желание смотреть на мир, развить наблюдательность. И только в этом случае наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью детей и педагога, в которой умственные действия взрослого нацелены на организацию наблюдения и его планирование, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на получение и поиск нужной информации и полноценное восприятие объекта.

Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные опыт и знания ребенка не позволяют ему видеть главные их стороны. Яркие эмоции, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся явлений и предметов, являются результатом непроизвольных детских наблюдений. Педагогический процесс, который направлен на формирование наблюдения, должен обеспечить систематизацию знаний и их постепенное дальнейшее накопление, а также осознанное отношение наблюдателя к наблюдению.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо использовать и продумывать специальные приемы, которые активнее организуют восприятие детей: сравнивать между собой объекты, задавать вопросы, предлагать обследовать, устанавливать связи между отдельными явлениями и природными объектами. Включение разнообразных органов восприятия и чувств — обоняния, зрения, слуха, в процесс наблюдения обеспечивает конкретность и полноту формируемых знаний.

Возникающее в процессе наблюдения отношение к природе, − это отношение к реальным объектам, которое лишь постепенно, при непрерывной работе наставника с детьми, распространяется на новые объекты и принимает более общие формы. Практически доказано, что в процессе наблюдения у детей развиваются различные оттенки отношения к окружающей среде.

Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к явлениям и предметам природы. Частые непосредственные наблюдения для этого будут самым действенным средством. Такие наблюдения следует проводить в уголке природы непосредственно в группе. В группе создан природный уголок, в котором определённые растения соответствуют своему возрасту, его обитатели, а также оборудование по уходу за ними, разнообразный материал для опытнической деятельности и экспериментирования.

Воспитание экологической направленности в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс — на занятиях и в повседневной жизни. При реализации задач воспитания экологической культуры большое значение имеет природное окружение детского сада. Это комната природы, уголки природы во всех группах, зимний сад, возделанный и правильно оформленный участок, дающие возможность систематического непосредственного общения детей с природой; организация постоянных наблюдений за природными объектами и явлениями, приобщение детей к регулярному труду.

Наблюдая и ухаживая за обитателями живого уголка, дети учатся бережному и заботливому отношению к обитателям уголка, узнают, чем и как их нужно кормить. Для полного решения поставленных задач необходимо определить содержание работы, задачи, составить план на перспективу, продумать календарное планирование, учитывая особенности возрaста детей.

В результате проведенных наблюдений у детей накапливается много эмоциональных впечатлений, которые они выражают в лепке, рисовании, аппликации, когда в группах накапливается большое количество детских работ, то их хорошо использовать в различных конкурсах и выставках. Как показывает практика, что уровень экологической культуры необхoдимо существенно поднять не только у детей, но и у родителей, поскольку именно они дают первый опыт взаимодействия с окружающим миром, показывают пример отношения к объектам животного и растительного мира. Следовательно, нужно активнее к своей работе привлекать родителей. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки, фотовыставки. Благодаря развитию компьютерных технологий, родители получают возможность быть в курсе всех событий. в том числе и экологической направленности и в целом мероприятий детского сада, папок передвижек, видео зарисовок и фотовыставок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска альбомов о детях и окружающем их мире природы, мини− книжек.

После этих мероприятий можно провести диагностическое исследование детей и выяснить, как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели.

Развить различные стороны личности ребенка можно, приобщив его к миру природы с помощью наблюдения. Пробуждается желание познавать окружающее пространство и интерес, вызывается у ребенка сочувствие к нелегкой самостоятельной жизни животных, желание помочь им, показывается уникальность жизни в любой, даже самой невообразимой форме, необходимость сохранения ее, бережное и уважительное обхождение с ней.

Следовательно, наблюдение явлений и предметов в природе является важнейшим методом воспитания детей в экологическом направлении: оно позволяет развить наблюдательность, пробудить чувства к природе, сенсорные ощущения и богатое воображение благодаря всему этому. Наблюдение обогащает, расширяет кругозор детей, учит беречь природу. На 4−5 году жизни более заметно начинают выявляться экологические элементы сознания ребенка; эмоции, интерес к окружающему миру, к каким-то видам деятельности, более осознанные оценки поведения в природе.

Формирование экологической воспитанности дошкольника является важной задачей в воспитании экологической культуры, развитие у детей дошкольного возраста знаний о ценности природы, экологических представлений, накопление детьми опыта общения с природой, правилах поведения в ней.

Ребенку необходимо показывать различные проявления прекрасного в мире природы: пейзажи в разное время года, цветущие кустарники и цветы, деревья в осеннем уборе, контрасты света и тени и многое другое. Взрослому необходимо помнить, что в природе прекрасно все абсолютно, что живет в нормальных (неограниченных, не отравленных, неиспорченных) условиях — это сфера эстетического восприятия ребенка, его эстетических эмоций.

Хотя воспитание детей среднего дошкольного возраста в экологическом направлении достаточно хорошо освещено в аспекте теории, но в разработках методики дидактических игр, направленных на формирования экологического воспитания детей, освещено не достаточно. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что обобщен теоретический материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подобраны дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб: Союз, 1997.-95с.
  2. Чертков П. В., Костенко В. В. Научные меридианы 2015. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Новороссийск, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, детский сад, дошкольный возраст, окружающий мир, мир природы, наблюдение, процесс наблюдения, экологическая культура, экологическое направление.


Задать вопрос