В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакта и налаживания игрового взаимодействия с ребенком.
Ключевые слова: окружающий мир, игра, аутизм, умственная отсталость.
Развитие восприятия связано с формированием у ребенка представлений о признаках и свойствах предметов окружающего мира. Сенсорная сфера тесно связана с моторной, т к. для того, чтобы получить знание об объекте, необходимо совершить с ним ряд действий прикоснуться, сжать, покатать. В результате ребенок получает впечатления об ощущениях различной модальности (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых), учит дифференцировать их, запоминать, называть и использовать полученные знания в различных ситуациях. Таким образом, перцептивная сфера является основой умственного развития. Также следует учитывать ее значение в регуляции эмоционального состояния детей, поддержании мотивационно-волевого компонента деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, страдающие аутизмом с умственной отсталостью, имеют значительные трудности ориентировки в окружающем мире, что проявляется в искаженной переработке информации, поступающей от органов чувств.
Аутизм — это особая форма нарушенного психического развития, для которого характерны:
– неравномерность формирования различных психических функций; трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром;
– стереотипность в поведении; задержка и нарушение речевого развития (особенно коммуникативных функций речи). [1. c.28]
Дефицит необходимых сенсорных ощущений может возникать из-за коммуникативных, аффективных и интеллектуальных проблем детей: недостаточности контактов с окружающим миром, эмоциональной отрешенности, снижения или повышения порогов чувствительности, чрезмерной избирательности восприятия, страхов, быстрой истощаемости и пресыщаемости даже приятными впечатлениями, отставания в сфере когнитивных процессов. Как отмечают многие авторы, готовность к восприятию у аутичных детей во многом определяется аффективной значимостью воспринимаемых стимулов. При аутизме часто отмечается поглощенность определенными сенсорными впечатлениями. Так, некоторые дети могут часами разглядывать тени на потолке или рисунки на обоях, слушать тиканье часов или шуршание бумаги, продолжительное время пересыпать песок или переливать воду и т д. Часто предметы и игрушки привлекают детей не по причине функциональных свойств или символического смысла, а из-за сенсорных эффектов, которые можно из них извлекать.
При организации коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию детей, страдающих аутизмом с умственной отсталостью, следует учитывать их психологические особенности. Необходимым условием продуктивности взаимодействия является установление доверительных отношений между ребенком и педагогом, когда ситуация общения вызывает ощущение психологического комфорта и безопасности. Специально организованная среда должна обеспечивать необходимый уровень сенсорной стимуляции. Для предотвращения протестных и других ярких аффективных реакций сначала педагог выполняет все действия сам, сопровождая их эмоциональными комментариями. Включать ребенка в совместную деятельность, а таске дополнять игру новыми деталями следует постепенно.
Сенсорные игры являются наиболее эффективным способом развития перцептивной сферы у аутичного ребенка.
В зависимости от видов ощущений сенсорные игры могут проводиться с использованием различных материалов: воды и красок, льда, свечей, мыльных пузырей, пластилина и глины, музыкальных инструментов и т. д.
Особое значение в жизни ребенка, страдающего аутизмом с умственной отсталостью, занимают игры с водой. Потребность в дополнительной сенсорной стимуляции приводит к тому, что в домашних условиях дети часто стремятся проводить время в ванной комнате: там они включают кран, подставляют под него руки, наблюдают за льющейся водой, слушают ее звуки, переливают воду из одной емкости в другую, брызгаются и т. д. Помимо развития тактильных, зрительных, слуховых ощущений и моторики, спонтанные или специально организованные игры имеют терапевтический эффект, т. к. вода помогает ребенку снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Опыт взаимодействия с аутичными детьми показывает, что имеет смысл сочетать игры с водой и красками с техниками нетрадиционного рисования и арт-терапии (рисование мокрой бумаге, монотипия, кляксография и др.) [3. c.68].
Игры для детей со сложным нарушением развития (аутизм с умственной отсталостью) с целью обогащения сенсорного опыта ребенка .
Задачи:
– Развитие тактильного, зрительного слухового восприятия.
– Профилактика психоэмоционального напряжения.
– Развитие произвольного внимания.
– Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
– Воспитание бережного отношения предметам, аккуратности.
Игра «Переливание воды»
Педагог совместно с ребенком погружает руки в тазик с водой, наполняет бутылочки и пузырьки, переливает боду из одной емкости в другую.
Педагог . Буль-буль-буль, потекла водичка! Вот пустая бутылочка, а теперь полная. «Буль-буль-буль», говорит вода. Как говорит вода, что она нам поет? Эта бутылочка пустая или полная? Что в ней? А эта бутылочка пустая или полная?
Пальчиковая игра «Пароход»
Педагог предлагает соединить ладони боковыми ребрами в биде ковшика. Все пальцы прижать друг к другу, а большие пальцы поднять вверх.
Плывет по речке пароход,
Слышат все его гудок.
Замедляет он свой ход,
Издает еще гудок: «У-у!»
Педагог: Как поет пароход? Спой как пароход. Громко поет пароход. Тихо поет. А теперь долго поет пароход. А сейчас быстро.
Педагог показывает, если это необходимо, поддерживает ребенка, хвалит, поет совместно с ним. [5. c.56]
Игра «Цветная вода»
Педагог расставляет на столе пластиковые стаканы и наполняет их водой. Затем опускает кисточку с краской в стакан с водой, эмоционально комментирует происходящее.
Педагог: Посмотри! Какого цвета стала водичка? Давай вместе покрасим воду.
Педагог с ребенком выполняет совместные действия.
Педагог: Какого цвета стала вода? А теперь сам покрась воду. Какого цвета стала твоя вода?
Рисование в технике «монотипия»
Педагог и ребенок делают рисунок краской на влажной кафельной плитке. При этом допускаются любые действия: краску можно капать, размазывать, проводить линии, рисовать круги и т. а. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Педагог совместно с ребенком рассматривает получившееся изображение.
В заключении игровой деятельности педагог подводит итог и хвалит ребенка.
Педагог: Сегодня мы с тобой играли с водой, наливали воду в бутылку и бутылка становилась полной. Выливали воду из бутылки, и она становилась пустой. Затем мы играли с пароходом и пели его песенку: громко и тихо, долго и быстро. Потом мы красили краской прозрачную воду, и она становилась цветной, потом мы рисовали красками на плиточке, потом накрывали ее бумагой, и у нас на бумаге получался интересный рисунок. Вот он. [4. c.82]
Зачастую аутичный ребенок имеет тип мышления «буквальное восприятие», поэтому замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение такого ребенка. Зрительная опора позволяет уменьшить усилия, предпринимаемые ребенком для концентрации слухового внимания и памяти, необходимые для устного общения, т. е. помогает запоминать, способствует накоплению словаря и выстраиванию структуры фразы. Использование картинок делает процесс взаимодействия визуальным и облегчает его для ребенка с аутизмом.
Одним из средств выстраивания визуального ряда являются пиктограммы. Пиктограмма — это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета, явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде [2. c.74].
В связи с этим целесообразно каждый этап работы изначально предлагать в виде изображения. Например: игра с водой — карточка с изображениями лейки, бутылочки, капли воды; если предлагается красить воду, то дается карточка с изображениями краски, кисточки и т. д.
Эти же пиктограммы можно использовать в конце игры, когда педагог перечисляет все, что ребенок выполнил. Позднее это поможет ребенку самостоятельно рассказать о последовательности выполняемых этапов работы, т. е. производить словесный отчет о самостоятельной работе.
Литература:
- Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений.-СПб.: дидактика плюс, 2004.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб речь, 2007.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. М. Книголюб, 2008.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей СПб.: КАРО, 2010.
- Ращупкина С. Ю. Пальчиковые развивали: развивающие игры для детей, — М.: Эксмо, 2010.
- https://riuko.edurm.ru/images/2–4/2–4-7-meri-meropriyatiya/Сборник_ОВЗ.pdf
- Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях современной дошкольной образовательной организации: сборник статей / сост.: М. С. Лапштаева, О. И. Максимкина; под общ. ред. Г. Анисимовой. Саранск: ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. — 184 с.