Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

4. Дошкольная педагогика
01.04.2019
68
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, Н. Д. Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи / Н. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14952/.


Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.

Несформированность средств общения, эмоциональная незрелость и бедный поведенческий репертуар являются главными препятствиями формирования социально адекватного поведения у дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ТНР). Таким образом, необходимо создать условия для успешной социализации дошкольников с ТНР.

Для реализации данной задачи составлена программа по формированию социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием мультипликационных фильмов. Специально подобранные мультипликационные фильмы служат наглядным средством формирования правильных моральных оценок и социальной компетентности детей.

При составлении программы учитывались возрастные особенности развития психических процессов, речевого развития, моторной координации детей с речевой патологией.

Материал программы способствует актуализации детьми своего личностного опыта, индивидуальных особенностей, достижений, стремлений, формированию нравственных социальных отношений.

Программа состоит из 22 занятий.

Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  2. Развивать у детей способность к эмпатии;
  3. Способствовать осознанию детьми причинно-следственных связей между действиями и состоянием героев мультфильма;
  4. Развитие эффективного общения;
  5. Способствовать переносу детьми позитивного социального опыта в реальную жизнь;
  6. Развитие рефлексии.

Занятия с детьми проводятся с группой детей 4–6 человек. На занятиях применяются следующие технологии:

− просмотр мультипликационных фильмов

− психогимнастические упражнения;

− игры;

− беседы, дискуссии;

− проблемные ситуации;

− практические задания, этюды.

Структура занятия

− Ритуал встречи — эмоциональное объединение участников; создание положительного настроя на работу

− Просмотр мультфильма

− Беседы, обсуждение просмотренного м/ф, (прослушанного литературного произведения)

− Разыгрывание ситуаций из м/ф, литературного произведения

− Игры для актуализация личного опыта.

− Рефлексия — получение обратной связи.

− Ритуал прощания. Дети садятся в круг, высказывают пожелания на будущее, прощаются, настраиваются на дальнейшие контакты.

Ритуал встречи и прощания на протяжении всего курса остается неизменным.

В качестве примера, рассмотрим занятие с просмотром мультфильма «Можно и Нельзя» [2].

Цель занятия: закрепление представлений о безопасном поведении детей.

Задачи:

− Определение понятий «можно — нельзя»;

− Анализ опасных ситуаций, в которых может оказаться ребенок;

− Определение адекватных паттернов поведения.

Занятие начинается ритуалом приветствия, который создает положительный эмоциональный настрой, нацеливает на работу в группе, сплачивает участников. Затем педагог-психолог предлагает детям обсудить значение слов «можно» и «нельзя», спрашивает о ситуациях, в которых уместно их использовать, о важности и правильности их использования.

После беседы психолог предлагает вниманию детей просмотр мультипликационного фильма «Можно и Нельзя».

По окончании просмотра детям предлагается обсудить сюжет мультфильма, ситуации, в которые попадал герой мультфильма, их важность, значимость для него, альтернативные пути выхода из них.

Затем педагог-психолог предлагает детям разыграть ситуации из мультфильма, используя адекватные социально приемлемые паттерны поведения.

После с детьми проводится игра с мячом «Можно — нельзя» по принципу «Съедобное — несъедобное».

Занятие заканчивается подведением итогов и ритуалом прощания.

Таким образом, с помощью использования наглядных образов героев мультфильмов, дети учатся определять социально приемлемые способы поведения и применять в аналогичных жизненных ситуациях.

Предложенная система занятий, проводимых с детьми с ТНР, способствует оптимизации их социального опыта, расширяет поведенческий репертуар, развивает эмпатию.

Многолетний опыт использования данной системы занятий с дошкольниками старшего возраста с ТНР показал эффективность и значимость в развитии средств общения, эмоционального развития и социального благополучия воспитанников.

Литература:

  1. Вольковская Т. Н., Юсупова Г. Х., «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М., «Книголюб», 2004
  2. Союзмультфильм, «Можно и Нельзя», 1964
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный