Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.
Несформированность средств общения, эмоциональная незрелость и бедный поведенческий репертуар являются главными препятствиями формирования социально адекватного поведения у дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ТНР). Таким образом, необходимо создать условия для успешной социализации дошкольников с ТНР.
Для реализации данной задачи составлена программа по формированию социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием мультипликационных фильмов. Специально подобранные мультипликационные фильмы служат наглядным средством формирования правильных моральных оценок и социальной компетентности детей.
При составлении программы учитывались возрастные особенности развития психических процессов, речевого развития, моторной координации детей с речевой патологией.
Материал программы способствует актуализации детьми своего личностного опыта, индивидуальных особенностей, достижений, стремлений, формированию нравственных социальных отношений.
Программа состоит из 22 занятий.
Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.
Задачи:
- Формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- Развивать у детей способность к эмпатии;
- Способствовать осознанию детьми причинно-следственных связей между действиями и состоянием героев мультфильма;
- Развитие эффективного общения;
- Способствовать переносу детьми позитивного социального опыта в реальную жизнь;
- Развитие рефлексии.
Занятия с детьми проводятся с группой детей 4–6 человек. На занятиях применяются следующие технологии:
− просмотр мультипликационных фильмов
− психогимнастические упражнения;
− игры;
− беседы, дискуссии;
− проблемные ситуации;
− практические задания, этюды.
Структура занятия
− Ритуал встречи — эмоциональное объединение участников; создание положительного настроя на работу
− Просмотр мультфильма
− Беседы, обсуждение просмотренного м/ф, (прослушанного литературного произведения)
− Разыгрывание ситуаций из м/ф, литературного произведения
− Игры для актуализация личного опыта.
− Рефлексия — получение обратной связи.
− Ритуал прощания. Дети садятся в круг, высказывают пожелания на будущее, прощаются, настраиваются на дальнейшие контакты.
Ритуал встречи и прощания на протяжении всего курса остается неизменным.
В качестве примера, рассмотрим занятие с просмотром мультфильма «Можно и Нельзя» [2].
Цель занятия: закрепление представлений о безопасном поведении детей.
Задачи:
− Определение понятий «можно — нельзя»;
− Анализ опасных ситуаций, в которых может оказаться ребенок;
− Определение адекватных паттернов поведения.
Занятие начинается ритуалом приветствия, который создает положительный эмоциональный настрой, нацеливает на работу в группе, сплачивает участников. Затем педагог-психолог предлагает детям обсудить значение слов «можно» и «нельзя», спрашивает о ситуациях, в которых уместно их использовать, о важности и правильности их использования.
После беседы психолог предлагает вниманию детей просмотр мультипликационного фильма «Можно и Нельзя».
По окончании просмотра детям предлагается обсудить сюжет мультфильма, ситуации, в которые попадал герой мультфильма, их важность, значимость для него, альтернативные пути выхода из них.
Затем педагог-психолог предлагает детям разыграть ситуации из мультфильма, используя адекватные социально приемлемые паттерны поведения.
После с детьми проводится игра с мячом «Можно — нельзя» по принципу «Съедобное — несъедобное».
Занятие заканчивается подведением итогов и ритуалом прощания.
Таким образом, с помощью использования наглядных образов героев мультфильмов, дети учатся определять социально приемлемые способы поведения и применять в аналогичных жизненных ситуациях.
Предложенная система занятий, проводимых с детьми с ТНР, способствует оптимизации их социального опыта, расширяет поведенческий репертуар, развивает эмпатию.
Многолетний опыт использования данной системы занятий с дошкольниками старшего возраста с ТНР показал эффективность и значимость в развитии средств общения, эмоционального развития и социального благополучия воспитанников.
Литература:
- Вольковская Т. Н., Юсупова Г. Х., «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М., «Книголюб», 2004
- Союзмультфильм, «Можно и Нельзя», 1964