Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Автор: Иванова Надежда Дмитриевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.04.2019
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Иванова, Н. Д. Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи / Н. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14952/ (дата обращения: 16.12.2024).
Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.
Несформированность средств общения, эмоциональная незрелость и бедный поведенческий репертуар являются главными препятствиями формирования социально адекватного поведения у дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ТНР). Таким образом, необходимо создать условия для успешной социализации дошкольников с ТНР.
Для реализации данной задачи составлена программа по формированию социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием мультипликационных фильмов. Специально подобранные мультипликационные фильмы служат наглядным средством формирования правильных моральных оценок и социальной компетентности детей.
При составлении программы учитывались возрастные особенности развития психических процессов, речевого развития, моторной координации детей с речевой патологией.
Материал программы способствует актуализации детьми своего личностного опыта, индивидуальных особенностей, достижений, стремлений, формированию нравственных социальных отношений.
Программа состоит из 22 занятий.
Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.
Задачи:
- Формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- Развивать у детей способность к эмпатии;
- Способствовать осознанию детьми причинно-следственных связей между действиями и состоянием героев мультфильма;
- Развитие эффективного общения;
- Способствовать переносу детьми позитивного социального опыта в реальную жизнь;
- Развитие рефлексии.
Занятия с детьми проводятся с группой детей 4–6 человек. На занятиях применяются следующие технологии:
− просмотр мультипликационных фильмов
− психогимнастические упражнения;
− игры;
− беседы, дискуссии;
− проблемные ситуации;
− практические задания, этюды.
Структура занятия
− Ритуал встречи — эмоциональное объединение участников; создание положительного настроя на работу
− Просмотр мультфильма
− Беседы, обсуждение просмотренного м/ф, (прослушанного литературного произведения)
− Разыгрывание ситуаций из м/ф, литературного произведения
− Игры для актуализация личного опыта.
− Рефлексия — получение обратной связи.
− Ритуал прощания. Дети садятся в круг, высказывают пожелания на будущее, прощаются, настраиваются на дальнейшие контакты.
Ритуал встречи и прощания на протяжении всего курса остается неизменным.
В качестве примера, рассмотрим занятие с просмотром мультфильма «Можно и Нельзя» [2].
Цель занятия: закрепление представлений о безопасном поведении детей.
Задачи:
− Определение понятий «можно — нельзя»;
− Анализ опасных ситуаций, в которых может оказаться ребенок;
− Определение адекватных паттернов поведения.
Занятие начинается ритуалом приветствия, который создает положительный эмоциональный настрой, нацеливает на работу в группе, сплачивает участников. Затем педагог-психолог предлагает детям обсудить значение слов «можно» и «нельзя», спрашивает о ситуациях, в которых уместно их использовать, о важности и правильности их использования.
После беседы психолог предлагает вниманию детей просмотр мультипликационного фильма «Можно и Нельзя».
По окончании просмотра детям предлагается обсудить сюжет мультфильма, ситуации, в которые попадал герой мультфильма, их важность, значимость для него, альтернативные пути выхода из них.
Затем педагог-психолог предлагает детям разыграть ситуации из мультфильма, используя адекватные социально приемлемые паттерны поведения.
После с детьми проводится игра с мячом «Можно — нельзя» по принципу «Съедобное — несъедобное».
Занятие заканчивается подведением итогов и ритуалом прощания.
Таким образом, с помощью использования наглядных образов героев мультфильмов, дети учатся определять социально приемлемые способы поведения и применять в аналогичных жизненных ситуациях.
Предложенная система занятий, проводимых с детьми с ТНР, способствует оптимизации их социального опыта, расширяет поведенческий репертуар, развивает эмпатию.
Многолетний опыт использования данной системы занятий с дошкольниками старшего возраста с ТНР показал эффективность и значимость в развитии средств общения, эмоционального развития и социального благополучия воспитанников.
Литература:
- Вольковская Т. Н., Юсупова Г. Х., «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М., «Книголюб», 2004
- Союзмультфильм, «Можно и Нельзя», 1964
Похожие статьи
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.
Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot
Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Похожие статьи
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.
Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot
Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...