Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.09.2023

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Большакова, Н. А. Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы» / Н. А. Большакова, В. И. Гавриленкова, А. Р. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8596/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному процессу. Адресован воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время ранняя профориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их разностороннего и полноценного развития. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых. Ознакомление с профессиями взрослых обеспечивает вхождение детей в современный мир, приобщение к его ценностям. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания. Мы с вами на занятиях и в повседневной жизни постоянно рассказываем детям о труде взрослых, об их профессиях (например: обед нам приготовил повар, кран починил сантехник, картину написал художник, играем в автобус, кто нас везет — водитель, кто продает билеты и т. д.)

Существует много технологий, методов и приемов для организации работы с детьми по расширению знаний о мире профессий. Но в нашей группе проектный метод стал актуальным для работы с детьми с ЗПР по ранней профориентации. Возникла идея создать проект «Юные художники-декораторы», построить его на примере профессий работников театра. Раскрывая шире профессии работников театра, мы помогаем ребятам глубже развить представление о значимости и ценности творческих людей. Формирование интереса к театральным профессиям, приобщение к театральным постановкам, развитие творческих способностей. Ребёнок постоянно играет, постигая в игре мир и самого себя. В театре ребёнок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности. В детском театре на фоне активного эмоционального развития существуют и гармонично дополняют друг друга ещё два направления в воспитании: развитии интеллекта у ребёнка и привитие ему социально — нравственных качеств.

Цель проект «Юные художники-декораторы» — это создание возможностей для ранней профориентации и предпосылок для освоения дошкольниками до профессиональных компетенций.

Задачи

– Расширение кругозора через удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.

– Расширить представление детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декораций.

– Дать возможность познакомиться с профессией художника-декоратора, показать значимость и необходимость этой профессии в театре.

– Совершенствовать умения детей создавать продукт своими руками, поощрять стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов (изготовление декораций).

– Развивать коммуникативные навыки детей.

– Содействовать творческой активности детей.

План реализации проекта

I этап — подготовительный

Определение темы проекта, цели и задач и перечня профессий театра для ознакомления с ними детей.

Анализ методической литературы.

Планирование деятельности по реализации проекта.

Создание условий для организации совместной деятельности.

Подбор дидактического материала, цикла бесед и рассказов для детей, музыкальных произведений, костюмов, мероприятий.

2 этап — основной

Пополнение развивающей предметно — пространственной среды — создание альбома «Профессии театра»

Просмотр презентации «Театральные профессии», видеофильма «Профессия декоратор».

Рассматривание иллюстраций, рисунков, декораций к различным сказкам.

Беседа с детьми «Художник — декоратор в театре»

Посещение театра с родителями.

Мастер-класс «Юные декораторы» по изготовлению декораций настольного театра к сказке «Три медведя»

3 этап — заключительный

Разыгрывание сказки «Три медведя» (настольный театр).

Драматизация сказки «Три медведя» в музыкальном зале.

Презентация проекта на сайте группы.

Мастер-класс «Юные декораторы» по изготовлению декораций настольного театра к сказке «Три медведя»

Цель: создание условий для развития у детей творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности.

Задачи

Образовательные:

– Уточнить и расширить знания детей о профессии «Художник-декоратор».

– Научить приёмам изготовления декораций.

– Совершенствовать умения разметки заготовок по заданным размерам и шаблонам, экономии материала при разметке.

Развивающие:

– Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.

– Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.

– Развивать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные изобразительные навыки, аккуратность при работе с ножницами, клеем.

Воспитательные:

– Воспитывать у детей положительные качества, необходимые для творчества.

– Воспитать эмоционально — положительный взгляд на мир театрального искусства и искусства в целом.

– Воспитывать аккуратность и точность в работе, усидчивость и трудолюбие.

Технологии

– Игровые, здоровьесберегающие, развивающего обучения, проблемного обучения

– Предварительная работа:

– Просмотр презентации «Театральные профессии», видеофильма «Профессия декоратор».

– Рассматривание иллюстраций, рисунков, декораций к различным сказкам.

– Беседа с детьми «Художник — декоратор в театре»

– Посещение театра с родителями.

– Чтение художественной литературы — главы из книги «Знакомство с миром театра» под ред. Н. Л. Шестерниной; «В театре. Экскурсия за кулисы» К.Антонова; сказка «Три медведя»

– Изготовление заготовок к занятию.

Материалы и оборудование

Заготовки декорации, эскизы, шаблоны, цветная бумага, ткань, картон, линейка, пластилин, клей, ножницы, стеки, правила работы с опасными предметами,

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Учитель: Ребята, мы очень рады всех вас видеть. Сегодня мы продолжаем с вами говорить о театре, о профессиях людей, которые там работают.

Театральных профессий множество! Ведь театр — искусство коллективное. Давайте вспомним люди, каких профессий работают в театре.

Просмотр альбома «Театральные профессии»

Учитель: Спектакли создаются профессиональным трудом режиссера, актеров, композитора, костюмеров, гримеров, бутафора, осветителей и художников-декораторов. Некоторые настоящие предметы на сцене, например, дерево, камень, дом, можно заменить нарисованными, вырезанными из картона, ткани. Этим занимается специальный человек — художник — декоратор.

Основная часть

Давайте вспомним, чем занимается художник — декоратор. (Ответы детей). Да, ребята, в обязанности художника-декоратора входит изготовление декораций к спектаклям. Кроме того, художник-декоратор принимает участие в приеме эскизов и макетов декораций к спектаклям. Он осуществляет руководство по восстановлению, если театральные декорации пришли в негодность.

Воспитатель: И сегодня мы с вами сами попробуем быть декораторами. У нас уже есть эскизы, и мы предлагаем вам сделать декорации к сказке. Отгадав, загадку, вы узнаете, что это за сказка.

Возле дома на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? … (Три медведя)

Воспитатель: Давайте вспомним, какие были медведи.

Речь с движением «Три медведя»

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок — малютка просто. (Присесть)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)

С мамой, папой в лес ходил (Встать, имитировать движения медведя)

Дружно жили вся семья (Дети обнимаются парам)

Папа, мама и дитя (Дети шагают на месте вперевалочку)

Воспитатель: Сегодня мы постараемся с вами сделать декорации к сказке «Три медведя». Изготовление декораций — занятие не из простых. Процесс подготовки требует творческого подхода, большой фантазии и ловкости рук. Как вы думаете, мы справимся? (Ответы детей).

Воспитатель: Все театральные декорации должны быть прочными, устойчивыми, разборными, легко перемещаемыми. Кроме того, декорации должны быть удобными для возможного ремонта, замены некоторых деталей.

Воспитатель: Давайте посмотрим на эскизы к сказке. Вот первый эскиз, где происходит действие сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали, действие происходит в лесу, где заблудилась Машенька. А как вы думаете, какие декорации нам нужно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, мы сделаем деревья, дорогу и домик трех медведей.

Воспитатель: А теперь посмотрите второй эскиз? Где происходит действие сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали, действие происходит в домике медведей, где Машенька поела и уснула. А как вы думаете, какие декорации нам нужно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для этой сцены нам нужно сделать стол, стулья и кровати.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в декораторов, а наша группа — в мастерскую по изготовлению декораций.

Воспитатель: Посмотрите на заготовки (демонстрация макета). Это лес и дом, а на трех столах материал и шаблоны для изготовления декораций. За первым столом мы будем делать декорации для сцены в лесу, а за вторым и третьим для сцены в домике трех медведей. Но прежде давайте повторим правила техники безопасности

Правила по технике безопасности

Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела

Будем клеить, мастерить, всё должно на месте быть.

Ножницы, бумагу, клей клади на место поскорей

Не забудь про карандаш, он в труде помощник наш.

Линейку тоже не забудь, с ней точнее будет путь,

Чтобы парту сохранить клеенку надо постелить.

С ножницами не шути, зря в руках их не крути

И держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа, ножницам нужна забота

Не забудь ты их закрыть и на место положить.

Воспитатель: Молодцы. Сохраняйте чистоту и порядок на столе, экономно расходуйте материалы.

Теперь посмотрите и сделайте выбор, где бы вы хотели работать и займите свое место.

(Педагоги и дети распределяются для работы за тремя столами)

Каждый педагог проводит совместную деятельность с детьми:

— Какие декорации мы будем делать?

— Давайте спланируем нашу работу, распределим обязанности и будем её выполнять.

— С чего надо начать работу? (ответы детей)

— Из какого материала будем делать? и т. д.

Воспитатель: Следите за порядком на своем рабочем месте! Приступайте к работе!

Индивидуальная помощь.

Заключительная часть

Воспитатель: Внимательно посмотрите каждый на свой предмет декорации, оцените его (ответы детей)

Воспитатель: Нам очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу, за ваше творчество! Теперь у нас все готово и мы можем поставить декорации и показать сказку. Какую? Кому мы можем показать?

Молодцы. Давайте уберем рабочие места и отдохнем.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Задать вопрос