Создание рисованных мультфильмов как эффективная форма взаимодействия дошкольников и родителей для закрепления правил дорожного движения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 31.03.2023

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Шадикова, Т. Ю. Создание рисованных мультфильмов как эффективная форма взаимодействия дошкольников и родителей для закрепления правил дорожного движения / Т. Ю. Шадикова, Н. М. Рязанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8249/ (дата обращения: 16.12.2024).



Семья и детский сад — два значительных института, каждый дает ребенку определенный социальный опыт. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» первостепенной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка». Разработка и внедрение новых эффективных форм взаимодействия с родителями, может обеспечить повышение качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворить образовательные запросы семей с учетом интересов детей и тем самым создать единое образовательное пространство (семья — ребенок — образовательное учреждение) для ребенка дошкольника.

Перед нами стояла задача создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения, для формирования умения ориентироваться в различной обстановке, предвидеть опасные ситуации, для формирования у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге, в транспорте. Для обучения правилам дорожного движения мы уже использовали все доступные формы и методы работы, в том числе и чтение художественной литературы, заучивание стихов, а также взаимодействие с семьями воспитанников. Но современные дети требуют и современных подходов к этому взаимодействию. Какие они, современные дети 21 века? Они — активные, любознательные, успешно использующие пространство интернета. Современные дети чаще заходят в интернет, чем в библиотеку. Для них пространство интернета становится главным способом познания окружающего мира и общения. К сожалению, интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом так же ослабевает. Поэтому, мы решили, что нам необходимо привлекать детей и родителей с помощью мультипликации.

Новизна: Целесообразность применения с помощью мультипликации доказана в ходе проведения исследований по проблеме аудиовизуальных материалов в процессе обучения детей. Дети дошкольного возраста лучше запоминают сюжет и могут вспомнить больше разнообразных деталей истории, показанной на экране. Поэтому, создание мультфильмов детьми с помощью родителей и педагогов помогает разнообразить формы образовательного процесса, повышают качество работы с детьми, а также дают возможность популяризировать деятельность детского сада среди родителей.

Идея: Создание мультипликационных роликов по правилам дорожного движения позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса для формирования у детей социальных навыков и норм поведения при соблюдении правил безопасности дорожного движения.

Цель: Создать условия для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил дорожного движения.

Задачи:

Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах ПДД

Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;

Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей,

Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями по данному вопросу;

Гармонизировать детско-родительские отношения;

Активизировать профилактическую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Ожидаемые результаты:

Создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

Установление прочных связей с ОГИБДД;

Добровольность включения ребенка и родителей в ту или иную деятельность;

Учет интересов воспитанников и семей, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

Этапы реализации:

Информационно-аналитический;

Технологический;

Практический;

Результативный

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Использование мультипликационных технологий в профилактической деятельности по ДДТТ в наиболее доступной и привлекательной помогает достигнуть нового уровня знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. С целью оптимизации образовательного процесса по формированию у дошкольников правил дорожной безопасности, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей мы решили реализовать проект, в котором дети вместе с родителями создадут мультфильм и закрепят правила дорожного движения.

Для реализации нашего проекта была выбрана подготовительная группа и запланированы 4 этапа работы: информационно-аналитический, технологический, практический и результативный.

На первоначальном информационно-аналитическом этапе было проведено:

Изучение и анализ мультфильмов по ПДД, а также практического опыта коллег в области использования информационных технологий для создания мультфильмов в качестве форм работы с родителями.

Анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к созданию мультфильмов по ПДД.

Сбор согласия родителей на размещение фото и видео их детей.

Составление плана работы над проектом.

Параллельно с информационно-аналитическим этапом реализовывался технологический этап, в рамках которого были проанализированы мультфильмы, которые дети знают и смотрят по правилам дорожного. По результатам опроса родителей (85,4 %), чьи дети посещают наш детский сад, мы определили наиболее популярные мультфильмы у детей:

«Уроки тетушки совы» -69,1 %

«Робокар Поли и его друзья» -19,4 %

«Лукоморье Пикчерз» -6,7 %

«Аркадий Паровозов спешит на помощь» -4,5 %

Другие мультфильмы -0,3 %

По результатам опроса, мы поняли, что дети предпочитают мультфильмы, где главными героями являются звери.

Следующий шаг технологического этапа –это разработка алгоритма работы над мультфильмом (технологическая карта);

Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования;

Подборка художественной литературы для чтения и самостоятельного рассматривания по мотивам, которой созданы мультфильмы;

Разработка технологической карты создания мультфильма:

– Придумать сюжет

– Выбрать героев, декорации.

– Прописать (проговорить) действия главных героев (раскадровка).

– Процесс съемки.

– Процесс монтажа.

– Первый просмотр, обсуждение.

Практический этап был осуществлен следующим образом: дети активно работали в центре художественно-речевой активности, читали книги о правилах дорожного движения в стихах, обсуждали, выбирали вместе с воспитателями правила по ПДД, которые мог ли бы стать основами для создания мультфильмов. К детям в группу приходили сказочные герои, которые знакомили детей с правилами дорожного движения, рисовали с ними рисунки по ПД., читали стихи и отгадывали загадки. Были организованы экскурсии в библиотеку, где детям предложили просмотреть игровой фильм по ПДД. Результатом такой работы был собран информационный материал для будущих кадров мультфильмов. После этого дети разделились на группы, у каждой группы был выбран руководитель (один из родителей или воспитатель). Задача каждой группы была выбрать правило по ПДД, придумать к нему сказочную историю (в стихах или прозе), записать ее. В результате этой работы получились 3 истории: «Дорога БЕЗопасности» (про пешеходный переход), «Путешествие Деда Мороза в городе» (про светофор), «Мишки-топтыжки и мяч» (про игру на дороге). Данная деятельность способствовала приобщению родителей и детей к общепринятым правилам и нормам поведения на дороге, воспитывала интерес к творческому сочинительству. Творческие группы детей совместно с родителями придумывали и создавали эскизы, рисунки главных героев своей истории в рамках одного кадра. В конце месяца творческие группы защищали свои мини-проекты по созданию кадров будущих мультфильмов в группе. В результате этой работы детям прививались практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора через художественно-продуктивную деятельность.

Результатом этой работы была выбрана победителем история «Дорога БЕЗопасности», по которой и решили снять одноименный мультфильм. Началась работа над созданием мультфильма в форме совместной детско-родительской деятельности. Создавался мультфильм «Дорога БЕЗопасности» в технике рисованной перекладки: дети рисовали геров, раскрашивали их, вырезали. Для рисования героев и декораций использовались различные художественные материалы: фоны нарисованы акварелью, герои и декорации выполнены цветными карандашами. Динамичность и пластичность героев в кадре достигнута благодаря отдельной прорисовке подвижных деталей. У героев двигаются руки, ноги и хвосты. Для создания анимации применялась технология покадровой съёмки с использованием специальной программы «AnimaShooter Junior».Эту функцию взяли на себя родители. Фоны также детально проработаны: максимально реалистично спроектирован лес, фон с пешеходным переходом, дорога. Съёмка кадров осуществлялась с помощью вебкамеры через программу AnimaShooter Junior. Звукозапись и монтаж выполнены в программе Movavi Video. Анимация глаз героев, изображение свет фар переданы при помощи наложения на кадры мультфильма клипартов. Большое внимание создатели мультфильма уделили озвучиванию и выбору звукового сопровождения. Участники проекта (воспитанники подготовительной группы) выразительно прочитали текст стихотворения по ролям, благодаря чему каждый герой имеет свой неповторимый характер и особую интонацию. Сюжетная линия построена так, что в мультфильме затрагивается вопрос безопасного перехода дороги через пешеходный переход с соблюдением всех необходимых правил.

Созданный мультфильм был презентован для просмотра детям всех возрастных групп и выложен не сайт детского сада для ознакомления и просмотра его остальными родителями воспитанников детского сада. Ссылка на мультфильм: https://youtu.be/jid23U29ksA

На заключительном (результативном) этапе работы мы провели:

– анализ состояний работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в группе.

– анкетирование родителей с целью выяснения отношения родителей к проблеме.

– мониторинг, цель которого — установить, способствует ли выполнение проекта достижению поставленных перед ним целей.

Пока на данном этапе работы видны лишь промежуточные результаты. Анализ показал, что, став активными участниками создания мультфильмов по ПДД и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения. На сегодняшний день по результатам опроса родителей детского сада в создании мультфильмов для детей готовы принять участие 115 родителей, что составляет 68 % родителей нашего детского сада.

Результативность работы:

Благодаря созданным МБДОУ условиям по использованию мультипликации у детей старшего дошкольного возраста сформировались устойчивые социальные навыки и нормы поведения при соблюдении правил безопасности дорожного движения.

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты — за время нашей работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

При проведении ситуативных бесед и практических занятий виден существенный р ост уровня знаний правил дорожного движения у наших воспитанников и их родителей. Это подтверждает и анализ анкетирования родителей, цель которых было выявить уровень и качество знаний детей по ПДД и необходимость в продолжении такой работы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
  2. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001года № 753/23–16 «Об информатизации дошкольного образования»).
  3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  4. Полат Е. С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
  5. Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с.88.
  6. Справочник руководителя дошкольного учреждения. — М, Сфера, 2006
  7. Управление инновационными процессами в ДОУ. — М., Сфера, 2008
  8. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004–144 с.(
  9. Гончарова В. И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)
  10. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Похожие статьи

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Использование мультипликационных фильмов при ознакомлении детей дошкольного возраста с классической музыкой

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Похожие статьи

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Использование мультипликационных фильмов при ознакомлении детей дошкольного возраста с классической музыкой

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Задать вопрос