В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.
Ключевые слова: дорожное движение, ребенок, уровень знаний, безопасное поведение, детский сад, правило.
Воспитание в детях дошкольного возраста с нарушением зрения привычки безопасного поведения на улицах города одна из самых актуальных проблем.
Наибольшей опасности на дорогах подвергаются дети с нарушением зрения, так как — это особая категория пешеходов. Ведь им свойственны — изменённый процесс зрительного восприятия (нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего), затрудненность ориентации в пространстве (затруднения в видении предметов и объектов в пространстве), отклонения в развитии двигательной сферы (снижение двигательной активности и осложнение ориентирования, ослаблено боковое зрение), полное доверие своему искаженному зрению.
Познавательно-творческий проект «Осторожный пешеход» направлен на формирование навыков правильного поведения на дорогах города. Данный проект отражает работу по закреплению у дошкольников с нарушением зрения правил безопасного поведения на улице, коррекционную направленность каждого игрового задания.
При реализации проекта решаются следующие задачи :
Образовательные:
– формирование познавательной активности;
– адаптация детей с нарушением зрения к условиям жизни в социуме;
– повышение компетенции родителей по вопросам соблюдения правил дорожного движения.
Развивающие:
– развитие зрительного восприятия, через расширение чувственного опыта, на базе окружающей среды;
– развитие у детей способности к изучению правил поведения на улице и в транспорте, самостоятельно принимать нужные решения;
– расширение словаря детей; развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
– воспитание личности, способную проявлять осторожность и осмотрительность;
– воспитание уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
– привитие основы культуры поведения, находясь в общественном транспорте.
Предполагаемый результат реализации проекта:
- повышение уровня восприятия (зрительного, слухового, тактильного) и познавательной активности;
- формирование у детей соответствующих знаний, элементарной дорожной грамотности, негативного отношения к нарушениям правил дорожного движения;
- совершенствование исследовательскую деятельность детей;
- формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
- вызвать у родителей интерес к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге.
Продукт проекта: создание совместно с родителями сказки по правилам дорожного движения и на её основе проигрывание театрализованной постановки.
Работа в рамках проекта «Осторожный пешеход» осуществлялась в три этапа.
На подготовительном этапе проекта с детьми был составлен план работы. Для этого мы использовали «модель трех вопросов» [Таблица 1].
Таблица 1
Модель трех вопросов
Что мы знаем? |
Что хотим узнать? |
Где можно это узнать? |
1.Как вы думаете, что такое правила дорожного движения? |
1. Про дорожные знаки. |
1. Посмотреть в книге. |
2. Что такое дорога? |
2. Как ездит грузовик. |
2. У тёти спросить. |
3. Что такое светофор? |
3. Когда нельзя ехать. |
3. Спросить у мамы и папы. |
4.Что ты знаешь о транспорте? |
4. Что есть у грузовика и кто там сидит. |
4. В мастерской, в автомобильном магазине. |
5. Как надо переходить дорогу? |
5. Где есть переход. |
5. В детском саду. |
Эта модель помогла нам включить в разговор детей по предлагаемой теме и выяснить, что они знают, хотят узнать и где это можно узнать.
В последующем был разработан и накоплен методический материал, оформлен уголок по правилам дорожного движения, изготовлены атрибуты для игр, составлен календарно-тематический план на год.
На втором основном этапе мы осуществляли практическую образовательную деятельность по разным образовательным областям программы детского сада (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры) закрепляли, полученные знания.
С детьми были проведены серии бесед «Я — пешеход», целью которых было расширить знания детей о правилах поведения на дороге, учить различать понятия о проезжей части, о переходе дороги при двустороннем движении, о предупреждающих и запрещающих знаках, а также умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в повседневной жизни.
Для тесного взаимного сотрудничества с родителями и формирования хороших доверительных отношений между родителями и детьми, а также оказания положительного влияния на развитие ребенка, давались творческие задания: создать книжки-малышки «Прогулка по городу» и маршрутные листы «Мой путь от дома до детского сада». Также проводились серии консультаций для родителей «Правила дорожные положено знать!», с целью напоминания родителям о том, что они являются для своего ребенка примером правильного и безопасного поведения на улице и в транспорте.
С целью организации совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культурного уровня пешеходов, а также в целях побуждения родителей задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения — одно из важных жизненных факторов для сохранения жизни и здоровья их детей была создана книга с заданиями «Я- примерный пешеход».
Интересной и эффективной формой работы была организация совместной деятельности воспитателя и детей в создании макета улицы.
Третьим заключительным этапом было — создание сказки и театрализованное представление.
В ходе создания макета появилась идея сочинить сказку по правилам дорожного движения. Сказке дали название «Дорожные приключения Грузовичка». Герои сказок и сам театр создавались в совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.
Цель сказки — развивать полисенсорные возможности детей посредством использования тифлопедагогического материала; сформировать на основе сказочного сюжета представления дошкольников о правилах дорожного движения.
Используя разный по текстуре материал, решили «оживить» героев и сделать театр. Основным материалом для театра стал фетр. Для Грузовичка был выбран яркий разноцветный фетр, так как характер у героя весёлый и беззаботный, «заколдованным» машинам — черный фетр и «расколдованным» машинам цветной (семь цветов радуги). Для отрицательного героя Сумрака использовали наждачную бумагу
Результатом нашего проекта стало то, что дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развитию познавательной активности и формированию у детей с нарушением зрения социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации.
В начале проекта по разделу «Владение основными понятиями и терминами по ПДД»: 50 % детей имели средний уровень знаний, 17 % детей ниже среднего уровня и 33 % детей имели низкий уровень знаний. В конце проекта-17 % детей имели высокие знания, 83 % детей имели средний уровень знаний
По разделу «Правила поведения в транспорте» 33 % детей показали средний уровень знаний, и 12 % детей имели низкий уровень. В конце проекта 50 % детей имели высокие знания и 50 % средний уровень знаний.
По разделу «Игра на проезжей части и вблизи нее запрещена!» на начало проекта 50 % детей знали, что играть на дороге и вблизи проезжей части нельзя, 17 % — недостаточно имели знаний об опасных играх на дороге и 33 % детей не имели знаний об опасности игр на дороге и возле неё. В конце проекта 17 % детей имели высокие знания, 83 % — средний уровень знаний.
Рис.1. Начало проекта
Рис.2. Конец проекта
Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на развитие эмоциональной отзывчивости, на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.
Литература:
- Арнаутова, Е. П. Педагог и семья. — М., 2002. — 263 с.
- Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 161 с.
- Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
- Веракса, Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
- Данилова, Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 208 с.
- Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N 5.
- Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
- Козлов, А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М., 2000. — 112 с.
- Козловская, Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. № 10.