Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Гараева, И. А. Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников / И. А. Гараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119082/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализации программы.

Ключевые слова: младшие школьники, основы безопасного поведения, ПДД, дорога.

В настоящее время вопрос обеспечения безопасности детей, сохранности их здоровья и жизни является одним из актуальных для российского общества и системы образования в целом. В особенности, одной из проблем начальной школы является обучение младших школьников безопасному поведению на улице, на дороге, в местах скопления людей. Однако, если в торговых центрах, кинотеатрах, игровых комплексах вероятность получения травмы, ведущей к нанесению вреда здоровья и жизни детей, является минимальной, то вероятность получения травмы на дороге является достаточно большой.

Учителя начальной школы должны стремиться к формированию у младших школьников безопасного образа жизни. По мнению М. Г. Ивановой, под безопасным образом жизни следует рассматривать определенные нормы и правила поведения, которые помогают человеку осуществлять качественное пребывание в обществе с минимизацией каких-либо угроз [1, c. 100]. Если человек ведет безопасный образ жизни, то он осознает те угрозы, которые существуют вокруг него, стремится снизить вероятность получения травм и нахождения в таких ситуациях, которые могли бы привести к получению травм или лишению жизни. Л. А. Тухужева подчеркивает, что младшие школьники не имеют достаточно большого жизненного опыта, поэтому не всегда могут предсказать последствия той или иной ситуации, в особенности, неправильного перехода дороги, катания на велосипеде или самокате около дороги [2, c. 55].

Мы предлагаем использовать для обучения ПДД младших школьников собственно разработанную программу «Я дружу с дорогой», основанную на социальном партнерстве школы и органов МВД и ГИБДД.

Целью программы «Я дружу с дорогой» является формирование у младших школьников основ безопасного поведения на дороге.

Участниками программы являются младшие школьники, учителя ОБЖ, классные руководители, родители учеников, приглашенные сотрудники ГИБДД.

Срок реализации программы: 1 мес.

Компоненты программы «Я дружу с дорогой» представлены на рис. 1.

Компоненты программы «Я дружу с дорогой»

Рис. 1. Компоненты программы «Я дружу с дорогой»

Подробное описание плана мероприятий программы «Я дружу с дорогой» представлено в таблице 1.

Таблица 1

План мероприятий программы «Я дружу с дорогой»

Название

Кол-во часов

Беседа «Кто мы?» (говорим о пешеходах)

1 ч

Час дороги «Что такое улица. Что на ней есть?»

1 ч

Экскурсия «Наши машины» (изучаем виды транспорта, места остановок)

1 ч

Беседа «Какие есть машины?» (обсуждаем виды транспорта)

1 ч

Практическая работа «Как правильно себя вести на дороге»

1 ч

Экскурсия «Идем правильно!» (учимся переходить дорогу, использовать пешеходные переходы, сигнал светофора)

1 ч

Беседа «Опасности на улице»

1 ч

Час дороги «Где же встать» (в ходе игры с использованием значков, макетов представляем остановки, тротуары, парковочные места)

1 ч

Игра-соревнование с родителями «Я езжу правильно» (показываем то, как родители ходят с детьми, переводят через дорогу, перевозят в машине)

1 ч

Зарядка «Жезлом влево — жезлом вправо» (делаем зарядку с заучиванием жестов регулировщика)

1 ч

Вечер стихов «Я знаю» (разучиваем стишки, загадки, песенки)

1 ч

Беседа «Живем безопасно» (говорим о правилах ходьбы о льду, по тротуару, вдоль дороги без опознавательных знаков, на площадке, парковке)

1 ч

Рассмотрим подробнее каждый компонент программы «Я дружу с дорогой». Мероприятия, которые проводятся совместно с сотрудниками ГИБДД, позволяют младшим школьникам запомнить то, как выглядят сотрудники полиции, к которым можно обратиться за помощью. Помимо этого, младшие школьники знакомятся с внешним видом патрульных машин сотрудников ГИБДД, а также Росгвардии. Сотрудники ГИБДД могут научить младших школьников правильным позам, которые необходимо принять в случае аварии при нахождении внутри автомобиля, а также при столкновении с автомобилем. Также сотрудники ГИБДД обучают младших школьников правильному набору номера полиции с мобильного телефона, т. к. для вызова сотрудников полиции с мобильного телефона следует набирать «102», а не «02».

Мероприятия ПДД позволяют младшим школьникам изучить особенности безопасного поведения на дороге: на какой сигнал светофора необходимо переходить дорогу, какие существуют пешеходные переходы, как следует выходить из автобуса, трамвая и троллейбуса, как следует переходить дорогу и т. п. Данные мероприятия рекомендуется проводить непосредственно с привлечением сотрудников ГИБДД и в рамках внеурочной деятельности.

По окончанию изучения основ безопасного поведения, ПДД можно создать интеллект-карту «Я супергерой», в которой ученики начальной школы должны отразить полученные ими знания и умения.

Таким образом, социальное партнерство может быть эффективным средством обучения младших школьников основам безопасного поведения на дороге. Организация социального партнерства между школой и органами ГИБДД и МВД, а также практическая направленность программы позволит сформировать у учеников навыки и умения безопасного поведения на дороге. Разработанную программу можно применять в рамках курса ОБЖ в начальной школе, а также в рамках недель безопасности во внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Иванова М. Г. Безопасный образ жизни как предмет 40 исследования в психологии // Психологическая наука и образование. — Москва, 2016. — С.99–101.
  2. Тухужева Л. А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. — 2021. — С. 53–56
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорога, начальная школа, школьник, безопасный образ жизни, сотрудник ГИБДД, вероятность получения травмы, внеурочная деятельность, мобильный телефон, социальное партнерство.


Похожие статьи

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Разработка рекомендаций школьникам младших классов о правилах поведения на переменах и оказании первой помощи

Статья содержит научные результаты участия авторов в школьном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и рефератов «Я — исследователь» 2024 года. В статье авторы изучают виды травм, которым чаще всего подвергаются ученики начальной школ...

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Роль отрядов юных инспекторов движения в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни

В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Похожие статьи

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Разработка рекомендаций школьникам младших классов о правилах поведения на переменах и оказании первой помощи

Статья содержит научные результаты участия авторов в школьном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и рефератов «Я — исследователь» 2024 года. В статье авторы изучают виды травм, которым чаще всего подвергаются ученики начальной школ...

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Роль отрядов юных инспекторов движения в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни

В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Задать вопрос