Жизнь прекрасна, если безопасна
Автор: Василькова Светлана Геннадьевна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 11.11.2020
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Василькова, С. Г. Жизнь прекрасна, если безопасна / С. Г. Василькова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5712/ (дата обращения: 16.12.2024).
Не секрет, что основным звеном системы образования является школа. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» в начальной школе особое внимание уделяется безопасному поведению на улицах и дорогах с первых дней поступления ребёнка в школу. В полной ли мере осуществляется данная работа в школах или учителя разово проводят инструктаж, который требуют вышестоящие органы, попробуем рассуждать.
Проблема безопасности на улицах и дорогах близка, так как водительский стаж составляет 15 лет и ежедневно приходится сталкиваться с «незнанием» или «нехотением» ответственного поведения на дорогах вблизи домов. Вопрос безопасности более глубоко стал волновать после участия с командой во Всероссийском слёте-конкурсе юных инспекторов дорожного движения «Дороги без опасности» во Всероссийском детском центре «Океан» г. Владивостока.
Так почему же ежегодно погибают на дорогах пешеходы-дети?
Проблема № 1. Не во всех учреждениях обучают основам безопасности дорожного движения. Это факт. В лучшем случае, отдельные темы изучаются по «Окружающему миру» или «ОБЖ». Выбор тем, представленные авторами, часто имеют случайный характер и не несут практической значимости. При составлении программы не учитывают психофизиологические особенности поведения детей на улице и не учитывают причины и условия, влекущих за собой ДТП.
Проблема 2. Учителя рады бы изучить литературу, но задания и вопросы даны без комментариев. Системность материала отсутствует. В некоторых методических пособиях излишняя детализация и они перезагружены материалом. Такие знания быстро забываются и трудны для осмысления и запоминания. Некоторые методические разработки настолько устарели, что трактуют правила неверно и содержат порой опасные поведенческие установки.
Проблема 3. Принято считать, что классно-урочная форма проведения занятия имеет свои преимущества. Работа сразу со всем классом, использование видеороликов, наглядных пособий, рабочих тетрадей, передача материала за более короткое время и с небольшими усилиями — это создает благоприятные условия для коллективной и индивидуальной работы. Использование разных способов передачи информации — рассказ, объяснение, интерактивный опрос, выполнение самостоятельной работы в рабочих тетрадях и т. д. давно устарели. Строгая организационная структура не подходит современному школьнику.
Проблема 4. Обучение младших школьников безопасному поведению нуждается в применении новых педагогических технологий. Это достаточно сложный и длительный процесс, который требует выработку положительных привычек. Система обучения должна осуществляться с использованием наиболее эффективных форм и методов проведения занятий и строится на педагогических закономерностях и принципах.
Проблема 5. Согласитесь, что разработать предметный урок быстрее и проще, чем, например, занятие по безопасному поведению где-либо. На такую работу потребуется не один день, если хочешь провести интересно, увлекательно и результативно.
Не хватает уроков в виде практических занятий из-за отсутствия на территории школы дорожной разметки, оборудования, отсутствуют настольные игры, модели транспортных средств, схем улиц и дорог. Хочется просто мини «Автогородок», где и будут отрабатываться необходимые навыки на практике.
Проблема 6. Не всегда младший школьник может применить полученные знания на практике. Не раз наблюдаем, как после занятия по ПДД ученик нарушает правила перехода через дорогу около школы. Одна из причин — это телефон в руках, а всё, что вокруг в данный момент не интересно. Почувствовав свободу после учебных занятий, ребенок подвергается опасности, так как чувства радости переполняют его душевное состояние.
Проблема 7. Родители считают, что ребёнок в 7–8 лет может самостоятельно переходить дорогу. Фактор риска возрастает, так как ребёнок не способен в этом возрасте наблюдать и одновременно переходить дорогу. А вот взрослые умеют делать это одновременно и ведут наблюдения издалека, заранее оценивая ситуацию.
Список проблем можно продолжить, но все же нужно решение.
Решение проблемы
В 1 классе легче всего использовать игровые технологии. Это могут быть познавательные, сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации, направленные на формирование соответствующих умений. В этом возрасте моделирование дорожных ситуаций приносит весьма эффективный результат. Такая работа позволяет рассматривать проблемные вопросы, заставляет учащихся принимать решения, логически мыслить, анализировать, сравнивать. Опыт показывает, что дети 7–9 лет охотно принимают участие в групповой работе, а результат представляют с большим интересом.
В 3–4 классах предпочтительно интегрировать занятия по безопасности с учебными предметами. На уроке математики можно рассчитать остановочный путь, время срабатывания тормоза, скорость движения пешехода или автомобиля. На уроке русского языка провести фонетический разбор соответствующих терминов, подобрать однокоренные слова, вставить буквы, составить предложения с призывом или содержащие предостережения. На уроке литературного чтения читать стихи, составлять памятки и планы, отгадывать загадки. На уроке изобразительного искусства нарисовать «Безопасные игры», дорожные знаки, листовки. Окружающий мир разнообразить схемами. Например, путь от дома до школы, составление логических цепочек действий. А урок технологии — кладезь для работы в виде проектной деятельности, связанных с безопасным поведением детей. Это могут быть панно, дома, деревья, дороги, автомобили, дорожные знаки, проекты «Мой город Иркутск», «На улицах нашего города», «По дороге домой».
Опрос — важный элемент на любом уроке. Он должен быть направлен на факты, на актуализацию знаний и личный опыт учащихся. Понятия и явления должны быть взаимосвязаны между собой и характеризовать дорожную среду. Здесь учителю важно провести параллель между темами по всем предметам и объединить в модуль. Прежде чем приступить к разработке данного блока заданий, следует определить дорожные ситуации, привлечь к работе службы и организации (ГИБДД, библиотеки, поликлиники и т. д.). Самому учителю важно иметь более глубокие знания, чем те, которые выдаем детям. Для этого, по моему мнению, должны быть курсы повышения квалификации, обмен опытом, семинары и конференции. К сожалению, этого нет!
До тех пор, пока не будет благоприятных условий для работы в данном направлении, результатов уменьшения случаев детского ДТП не предвидится. Без сомнения, что есть школы, в которых такая работа существует много лет на высшем уровне. Но это единичные учреждения, опыт работы которых не знаком.
Просветительская работа необходима. Для этого есть классные часы, на которых формирование навыков безопасного поведения на дорогах должны стоять на первом месте. Сохранение жизни детей есть главная и ценная задача нас, взрослых.