Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе — детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения1.
В МАОУ СОШ № 25 создана комплексная система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
В программе делается акцент на формирование грамотного участника дорожного движения и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Программа способствует охране жизни и здоровья детей, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
Для программы характерна метапредметная направленность, так на уроках математики предлагаются задачи на основе статистики дорожно-транспортных происшествий, сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы учителей русского языка и литературы, конкурсы рисунков, плакатов проводятся в рамках уроков изобразительного искусства. Вместе с родителями готовятся сценарии мероприятий, классные часы по теме, родители помогают проводить занятия школьного кружка «ЮИД», изготавливать наглядные пособия. Совместно с родителями ученики начальных классов разрабатывают безопасные маршруты «дом-школа-дом». На схемах безопасных маршрутов движения пешеходов стрелками показаны безопасные пути к школе, обозначены опасные места для движения пешеходов. Ребята из кружка не только обучаются сами. Они передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями, защищают честь школы на городских мероприятиях.Работа кружка направлена на формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Дети овладевают знаниями, относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Цели программы:
- формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;
- расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- выработать у учащихся поведенческие стереотипы, способствующие самоосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привить культуру безопасного поведения на дорогах;
- воспитать грамотных участников дорожного движения,
- формировать уважительное отношение к законам дороги, осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формировать общечеловеческие нравственные ценностные ориентации;
- привить первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Начальный курс по изучению правил дорожного движения максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в изучении дорожной азбуки. Учащиеся разрабатывают безопасный маршрут «Дом — школа — дом», знакомятся с дорожными знаками, с дорожной разметкой, видами транспорта, учатся разыгрывать различные дорожные ситуации. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о дорожных знаках, о видах транспорта. Ключевым моментом занятий являются игры — соревнования, в которых они проверяют свои знания и учатся применять их в практической деятельности
Содержание второгогода обучения включает непосредственно обучение дорожной азбуки. Изучение истории возникновения дорожных знаков, правил поведения на дорогах.
Третий — четвертый год обучения предполагают более углубленное изучение правил дорожного движения, создание отряда юных инспекторов движения, участие в акциях безопасности дорожного движения, обучение оказанию первой медицинской помощи. На занятиях используются обучающие плакаты, загадки, головоломки по темам, кроссворды, ребусы, викторины и др., занимательные рассказы из истории, тесты для проверки полученных знаний.
Ценностные ориентиры содержания курса «ЮИД»
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания — осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека — осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины — осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий.
Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества — признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности — обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Литература: