В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Ключевые слова: дети, дорога, безопасность, ЮИД.
В современных условиях получение травм детьми на дорогах и в транспорте рассматривают как одну из многих проблем, которые существуют в транспортной среде, а дорожно-транспортный травматизм является результатом нарушения безопасного взаимодействия звеньев такой системы, как «водитель — транспорт — дорога — пешеход». Практически невозможно возразить тому, что в каждом из звеньев системы лежит причина и множество предпосылок детского транспортного травматизма и, как следствие, активная или пассивная его профилактика.
Ежедневно на дорогах России гибнут до десяти школьников и около сотни получают травмы. Эти данные говорят о низкой культуре участников дорожного движения, а также отсутствии у подрастающего поколения достаточных знаний о поведении на проезжей части. Сегодня школьникам необходимы уроки языка дорожных знаков и культуры поведения на дороге, а именно такой грамотности очень недостает младшим школьникам [3, c.96].
Возникновению повреждений у младших школьников при дорожных происшествиях предшествуют различные дорожно-транспортные ситуации, главными причинами которых являются недисциплинированность детей и незнание Правил дорожного движения (ПДД), а также несоблюдение этих правил, что, в свою очередь, может быть обусловлено как отсутствием сформированных навыков безопасного участия в дорожном движении, так и причинами, созданными младшими школьниками.
Поэтому обучение Правилам дорожного движения рассматривается как составная часть внеурочной деятельности младших школьников. Очень важно сформировать у них привычку правильного поведения на дорогах. Они должны знать, к чему приводят нарушения ПДД, и какая опасность подстерегает не знающих правил пешеходов на улице [2].
Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) действует уже пятьдесят лет, это направление своевременно и востребовано по настоящий день. Движение мобильно в своей деятельности и оперативных характеристиках, таким образом, способно совершать выбор творческих возможностей и эмоциональных интересов школьников.
Отряд юных инспекторов движения — свободное, то есть добровольное единство учеников, которое создается с целью развития полученных детьми знаний Правил дорожного движения, формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и высокой культуры участника дорожного движения, а также содружества и профессиональной направленности [1].
На основе отряда популяризируется привлечение к изучению правил безопасного поведения на улицах и на дорогах среди, как дошкольников, так и обучающихся младших и средних классов общеобразовательных организаций. Так, на протяжении всего общеисторического периода отряды юных инспекторов движения являются надежными и ответственными помощниками в деле пропаганды безопасности дорожного движения.
Привлечь внимание, а главное заставить задуматься о важности безопасности дорожного движения младших школьников можно, вовлекая их в проекты, где они сами становятся не просто участниками, а главными действующими лицами. В ходе воплощения в жизнь проектов, направленных на вовлечение детей в отряды ЮИД, исполняется целый ряд воспитательных, обучающих, а также развивающих задач. Школьники овладевают навыками инспектирования и учатся командной работе, выполняя самостоятельные задания, развивая в себе коммуникабельность, кругозор, а также другие личностные качества.
Работу по вовлечению школьников в отряды юных инспекторов движения, в образовательных учреждениях целесообразно проводить посредством организации увлекательных конкурсов: лучший рисунок соответствующей темы, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения, а также посредством проведения практических игр с использованием макета городских улиц.
Также эффективными методами по привлечению школьников в отряды ЮИД, являются занимательно-познавательные события с юными велосипедистами, внеурочные мероприятия по ПДД, выпуск стенгазеты, организация агитбригады, проведение викторин, соревнований, КВН по безопасности дорожного движения [5, c.172].
Отметим, что работа в данном направлении, то есть работа по вовлечению детей в отряды ЮИД, а также деятельность по обучению школьников правилам дорожного движения дает, как правило, положительные результаты. А самое главное то, что юные инспектора движения, став старше, смогут заинтересовать младших школьников данной проблемой [4].
В своей преподавательской деятельности педагоги просто обязаны использовать современные разработки, а также методы и подходы, которые принимают во внимание особенности каждого школьника и направлены на возможно более полное раскрытие их способностей. Требуется интегральный подход, который объединяет теоретические и практические занятия в беспрерывный процесс постоянной профилактической работы по недопущению детского дорожно-транспортного травматизма.
Таким образом, работа юных инспекторов движения имеет огромное значение для сохранения жизни и здоровья школьников. Занятия ЮИД с детьми способствуют воспитанию у них навыков безопасного участия в дорожном движении, развивают в них уважение к ПДД и осознание того, что их безусловное соблюдение является обязательным. Нужно помнить, что в вопросах безопасности детей нет мелочей, а беду всегда легче предупредить, чем преодолевать.
Литература:
- История создания ЮИД — URL: http://sch5-ser.ucoz.ru/_ld/3/302_hhP.pdf (дата обращения: 04.12.2023). — Текст: электронный.
- Парахин В. В., Развитие деятельности отрядов юных инспекторов движения через реализацию социально значимых проектов по безопасности дорожного движения. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35312004_12803933.pdf (дата обращения: 04.12.2023). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Текст: электронный.
- Петровская Е. М., Вовлечение школьников в отряды юных инспекторов движения — эффективная форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / Е. М. Петровская // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. — 2019. — С. 95–98. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37572523_80275094.pdf (дата обращения: 04.12.2023). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Текст: электронный.
- Пешеход — это участник дорожного движения. Права и обязанности пешехода — URL: https://fb.ru/article/228703/peshehod---eto-uchastnik-dorojnogo-dvijeniya-prava-i-obyazannosti-peshehoda (дата обращения: 04.12.2023). — Текст: электронный.
- Шамсутдинова, Д.В. Общественная организация «Юный инспектор движения» как социальный институт формирования социально-культурных компетенций детей/ Д. В. Шамсутдинова, А. М. Сабаева // Социально-культурная деятельность. — 2019. — С. 167–176. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38521774_36586587.pdf (дата обращения: 04.12.2023). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Текст: электронный.