Представление опыта работы педагога «Сам себе режиссёр» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Представление опыта работы педагога «Сам себе режиссёр» / Е. А. Врадий, Н. А. Рекеда, И. В. Чепкасова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15014/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность представленного опыта работы заключается в том, что сердцевина воспитания детей старшего дошкольного возраста — это развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача духовного, нравственно-патриотического воспитания — трансформировать общественно необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитывать в ребёнке такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, терпимость, милосердие. Литературное воспитание ребенка в семье, знакомство его с русской-народной культурой зачастую начинается с фольклора, народной словесности. Использование разного жанра произведений детской литературы с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, русская детская литература возбуждает в нём ответные чувства [1].

Главной целью представленного на рассмотрение опыта работы явилась популяризация литературы посредством создания мультфильмов детьми на основе прочитанных произведений.

Работа с родителями по приобщению к чтению воспитанников и организации семейных традиций «по чтению в кругу семьи» — одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе показывают положительные результаты, но характеристика современного родителя заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в литературную деятельность дошкольного учреждения. Сегодня перед педагогами ДОУ стоит острый вопрос: как привлечь к чтению современного родителя?

В последние годы в работе МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать популяризации книги и чтения в детской среде.

Так концептуальная идея предложенного на рассмотрение опыта работы темы тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в инновационную совместную деятельность с детьми.

Мы предположили, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.

Новизна представляемого опыта работы заключается в инновационной технологии приобщения семьи к художественной литературе, заключающейся в самостоятельно созданной мультипликации по прочитанному произведению без специального оборудования (требуется только смартфон с фотокамерой и диктофон).

Создание анимации на основе прочитанной работы способствует организации полезного и интересного семейного досуга, развитию творческих способностей детей. Надо сказать, что анимация как вид детского творчества существует уже более сорока лет, как в России, так и во многих странах мира. Это увлекательное занятие представляет большой интерес для детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям и наличию смартфона практически в каждой семье, искусство анимации стало делом доступным для многих [2].

Одной из мотивационных составляющих процесса создания мультфильмов у детей и родителей старшей группы «Светлячки», явилось то, что совсем необязательно обладать отличными талантами в рисовании и лепке, поскольку главное в реализации данной методики — дать возможность каждому ребёнку выразить себя. Этот факт крайне важен для детей.

Идея замотивировать родителей съёмкой мультфильмов по прочитанным произведениям у меня возникла давно. Первым шагом к её реализации стала низкая мотивация родителей при совместном чтении с детьми дома, родители этот факт объясняли, в большинстве своём, что детям больше нравится просмотр мультфильмов в «youtube».

Далее в процессе беседы с детьми на тему «Что такое мультфильм. Не хотелось бы вам научиться создавать свои мультфильмы?» все проявили очень большой интерес.

И вот мы приступили... первым шагом стало ознакомление родителей с основными техниками создания мультипликации...

В процессе ознакомления с мультипликационной техникой с родителями старшей группы «Светлячки» был изучен комплекс технических приёмов, которые основаны на последовательном чередовании изображений (рисунков, фотографий), сменяющих друг друга с заданной частотой, создающих тем самым эффект движения предметов, оживления персонажей.

Были рассмотрены основные техники анимации: плоскостная перекладка; пластилиновая анимация; рисованная анимация; кукольная анимация; предметная анимация; пиксиляция.

Чтобы сразу заинтересовать детей и их родителей, мы сняли мультфильм по мотивам сказки «Теремок», где использовали песочную анимацию.

Данное произведение было выбрано Ваней К. неслучайно, так как именно эту сказку мама читала детям на ночь перед сном.

Далее выбрали произведение, где использовали технику объёмной анимации. Детьми и их родителями использовались макеты, изготовленные в процессе аппликации, которые располагались в последовательности содержания произведения. Для инсценировки сюжетной линии были выбраны произведения детских писателей Кубани.

Новый вид творчества стал пользоваться популярностью, интерес стали проявлять родители, которые ранее не проявляли интерес к чтению.

В чём специфика создания мультипликации в старшей группе «Светлячки»? В первую очередь, вся работа исходит из основной сердцевины воспитания — развития духовно-нравственных и эстетических качеств личности. Незнание образцов русской классической литературы, отсутствие положительных ориентиров ведет детей к бездуховности, нравственной нищете. Падение интереса к чтению снижает кругозор, обедняет словарный запас, правильная речь становится недоступной, порождает эмоциональную скудость. Так нами предлагается инновационная, в своём роде, технология приобщения детей старшего дошкольного возраста и их родителей к художественной литературе посредством использования мультипликации.

За один месяц воспитанники старшей группы «Светлячки» создали 9 мультфильмов:

– по мотивам произведений детских писателей;

– народных сказок;

– по мотивам стихотворений детских писателей Кубани Нестеренко, Нины Агошковой «Царство зверей», «Стихи о грустном», Татьяны Голуб «Одуванчик».

Мультфильмы выкладывались родителями в социальную сеть «youtube». Дети и родители с удовольствием пересматривают их дома, показывают родственникам и друзьям, делятся опытом. Вследствие этого у ребят повышается самооценка, возрастает значимость их деятельности в глазах родителей. Дети, создавая мультфильм, стремятся к повышению качества своего продукта, чтобы максимально полно выразить себя и свои эмоции в нём.

В процессе создания мультфильмов совместно с детьми и родителями обсуждалось:

– какую выбрать технику мультипликации;

– какое подобрать литературное произведение, почитать его вместе с детьми. Обсудить, что мы хотим с помощью мультфильма передать зрителям;

– осуществить раскадровку, разбивку сценария на эпизоды;

– создать фоны и персонажей (здесь можно прибегнуть на выбор к рисунку, пластилину, бумаге или к готовым предметам).

Потом совместно организовывали и проводили процесс съёмки, запись звука, реплик персонажей и монтаж.

Для того чтобы снять мультфильм, особых навыков рисования не требуется, ведь красиво рисовать умеет не каждый ребёнок. В нашей группе дети совместно с родителями использовали технику создания мультипликации на песочном цветовом столе. Занимаясь с песком, ребёнок развивает мелкую моторику рук, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие речи, мышления и на нервную систему в целом.

Как происходил процесс съёмки?

Чтобы получить из фотографий видеоролик, мы исходили из технических компетенций родителей, у которых нет профессиональных программ для монтажа. Поэтому с родителями работали в программе Презентация PowerPoint, которая имелась на смартфоне у всех родителей.

Работа состояла из нескольких этапов. Основополагающим аспектом являлся выбор художественного произведения для создания и озвучивания мультфильма. Исходя из преследуемых целей работы с родителями, был подобран ряд произведений писателей Кубани. Затем выбирали наиболее подходящий способ анимации.

Далее на съёмочном столе размещаются фон, декорации, настраивалась фотокамера телефона. Ребёнок устанавливал персонажа в нужную точку, а родитель снимал кадр. Затем ребёнок передвигал фигурку на дватри миллиметра и снова родитель снимал кадр и т. д.

За короткий период демонстрировали несколько кадров, чтобы снятые персонажи двигались с нужной скоростью. Затем накладывали файл записи звукового сопровождения, родитель записывал ребёнка на диктофон телефона.

Далее подставляли название фильма, в конце — титры. Затем файл форматировали в виде wmv, где уже можно полноценно просмотреть весь самостоятельно созданный мультфильм.

Для детей создание мультфильма — это не просто приятное время препровождение. Занятия мультипликацией развивают творческое, образное и целостное мышление, внимание и наблюдательность. Формирующаяся личность получает духовные и эстетические компоненты, способствующие восприятию целостной картины мира.

В процессе создания мультфильмов ребята придумывают действующих героев, наделяют их характером, личностными качествами, осваивают профессии художника, скульптора, актёра, режиссёра, сценариста, аниматора. У детей развиваются навыки коллективной и проектной работы.

По нашему мнению, основной проблемой современности является экспансия взрослых в мир детской субкультуры. Современные родители чаще выбирают для чтения детям комиксы, яркие красочные буклеты, созданные по зарубежным мультфильмам. Что надо сделать для преодоления этих негативных тенденций? Как увлечь родителей чтением и продвигать в современном сообществе, «подсаженном» на телевизионную визуальность, идеи о пользе чтения?

Таким образом, прежде всего, необходимо показать родителю те возможности, которые открывает перед ним книга, чтение, библиотека. Многие традиционные формы приобщения к чтению перестают интересовать детей и их родителей. В силу значительного когнитивного потенциала и возможностей приобщения к ценностям культуры, мультимедийная культура может занимать одно из приоритетных мест в процессе приобщения к семейному чтению. Но исходной точкой приобщения ребёнка к мультимедиа-ресурсам является формирование базового уровня культуры, гуманистических и эстетических ценностей. Вся работа должна исходить из главного назначения — продвижения чтения.

Литература:

  1. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей // Управление ДОУ. — 2014. — № 1(19).
  2. Онорина Е. П. Популяризация чтения и инструменты продвижения книг /https://fessl.ru/docsdownloads/bookpd/75/41–48.pdf
  3. https://design.tutsplus.com/ru/tutorials/cartoon-fundamentals-how-to-create-movement-and-action--vector-19904
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, старшая группа, мультфильм, процесс создания мультфильмов, чтение, активное взаимодействие, современный родитель, старший дошкольный возраст, художественная литература.

Похожие статьи

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы)

Тренинг педагогической осознанности «Педагог и на Марсе педагог»

Опыт работы клуба педагогов «Кукляндия»

Из опыта работы учителя биологии ― технологическая карта урока «Выделительная система»

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Фундаментальный проект идеи самотворения личности: конструирование образа «Я профессиональное»

Опыт создания рабочей тетради педагога-наставника: педагогическое проектирование XXI века

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое и настоящее книги»

Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Похожие статьи

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы)

Тренинг педагогической осознанности «Педагог и на Марсе педагог»

Опыт работы клуба педагогов «Кукляндия»

Из опыта работы учителя биологии ― технологическая карта урока «Выделительная система»

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Фундаментальный проект идеи самотворения личности: конструирование образа «Я профессиональное»

Опыт создания рабочей тетради педагога-наставника: педагогическое проектирование XXI века

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое и настоящее книги»

Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя