Использование игрового кейса «Лесной туесок» для познавательной активности детей раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Климова, М. С. Использование игрового кейса «Лесной туесок» для познавательной активности детей раннего возраста / М. С. Климова, Е. А. Донская, В. Н. Шума. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6844/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ранний возраст является основополагающим возрастом для сенсорного развития детей. Для детей этого возраста характерен активный интерес к предметам окружающего мира. Богатство сенсорных ощущений является необходимым источником детского развития.

Игровой кейс «Лесной туесок» представляет собой вариативное образовательное пространство. Кейс объединил игровые материалы для детей с методическим обеспечением для сопровождения детской деятельности. Игровой кейс ориентирован на специфические для этого возраста виды детской деятельности, которые выделяет ФГОС дошкольного образования, а именно создаются условия для предметной деятельности детей с игрушками, экспериментирования с природными материалами, общения со взрослым и сверстниками под руководством взрослого, а также восприятия смысла стихов, сказок, песен, музыки.

Кейс внешне представляет собой сумочку (рисунок 1), в которой собраны игровые материалы. Детская активность достигается за счет привлекательности содержимого кейса, а также благодаря форме предъявления игровых материалов.

20210203_141646.jpg

Рис. 1

Кейс содержит следующие разделы игровых материалов:

«Лесные картинки» (рисунок 2) — тактильные сюжетные картинки, с возможностью выполнять как манипулятивные действия (откреплять, расстегивать, застегивать, прятать и т. д.), так и игровые действия с отдельными персонажами картинки, воспроизводить содержание потешек;

20210203_141556.jpg

Рис. 2

«Лес в разное время года» (рисунок 3) — тактильные сюжетные картинки, где выделены существенные признаки временных изменений;

20210203_141556.jpg

Рис. 3

«Лесная сказка» (рисунок 4) — набор персонажей для разыгрывания знакомой сказки «Колобок»;

20210203_141556.jpg

Рис. 4

«Лесные жители» (рисунок 5) — сенсорные игрушки, различающиеся по тактильным качествам, а также звукам, которые они издают. Например, вязанные игрушки зайчонка и зайчихи, внутри игрушек расположены шумелки с разным звучанием. Такие игрушки помогут ребенку освоить сенсорные эталоны величины, обогатят сенсорные впечатления детей. С игрушками возможно разворачивание исследовательской деятельности, а также выстраивание простейших диалогов, что является предпосылкой для становления игровой деятельности детей;

20210203_141556.jpg

Ри. 5

«Дары леса» (рисунок 6) — природные материалы (шишки, спилы, камушки), которые несут в себе богатство разнообразных сенсорных ощущений, включая и обонятельные. Природный материал является многофункциональным и может использоваться детьми различными способами в своей деятельности. К природному материалу прилагаются карточки — схемы для конструирования методом «наложения».

20210203_141556.jpg

Рис. 6

Учитывая возрастные особенности, детям не сразу предлагаются все материалы кейса. Для удобства материалы классифицированы и располагаются в мешочках на завязках, в каждом мешочке есть прозрачные вставки, чтобы дети видели содержимое мешочка. Прием «Чудесного мешочка» хорошо зарекомендовал себя, является классическим и активно используется в педагогике раннего возраста. Прозрачные окошки находятся в разных местах мешочков (внизу, в центре, сверху), что вызывает интерес детей, побуждает к дальнейшему обследованию и изучению предметного содержания мешочка.

Игровой кейс помогает создавать разнообразные игровые обучающие ситуации для детей раннего возраста в тематическом поле «Прогулка по лесу». Игровые ситуации делятся на три типа:

– сопровождение предметных действий ребенка, показ новых действий, в том числе и сопровождение действий потешками;

– игровые ситуации с использованием литературных персонажей, героев потешек, стихов, песен;

– сюжетные игровые ситуации «Путешествия».

К игровым материалам кейса разработаны вариативные игровые действия, которые могут разнообразить детскую деятельность.

На примере раздела «Дары природы» рассмотрим, а именно перечислим игры с таким природным материалом как шишка:

– игровой массаж шишкой «Ежик» (песенка Е. Железнова);

– подвижная игра «По дорожке мы пойдем и все шишки соберем»;

– игра — драматизация «Мишка косолапый»;

– опыты «Катиться или не катиться», «Тонет или не тонет»;

– дидактическая игра «Подарок» — какого размера подарим шишку медвежонку, а какую медведице;

– игра «Спрячем шишку» — прячем за спиной, в ладошках, в комнате;

– игра — конструирование «Дорожка из шишек».

Игровые материалы кейса взаимодополняют друг друга, и могут использоваться совместно в игровых ситуациях. Так тактильные картинки могут выступать декорациями при разыгрывании сказки. Дети могут сами создавать ландшафт игровых ситуаций, используя природный материал. Например, выкладывать дорожку для Колобка.

Для взрослых участников взаимодействия подобран качественный литературный и музыкальный материал. В сборник вошли потешки, стихи и маленькие рассказы детских классиков. Аудиосборник кейса составлен из музыкальных произведений народной и мировой культуры, ориентированных на детей раннего возраста. Обогащение игровой ситуации фольклором, музыкальным материалом позволяет поддерживать интерес детей, позволяет активизировать активную речь детей.

Таким образом, игровой кейс «Лесной туесок» позволяет достичь целевых ориентиров ФГОС ДО по завершении раннего возраста, способствует амплификации детского развития.

Похожие статьи

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок»

Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в зимнем лесу» (познавательное развитие)

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами логоритмики «Логоритмический квест»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования на тему «Путешествие в зимний лес»

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Похожие статьи

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок»

Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в зимнем лесу» (познавательное развитие)

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами логоритмики «Логоритмический квест»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования на тему «Путешествие в зимний лес»

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Задать вопрос