Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Кузнецова Елена Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.
Дата публикации: 18.02.2020
Статья просмотрена: 1499 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Е. Н. Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО / Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4916/ (дата обращения: 16.12.2024).
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на комплексном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. В условиях реализации требований ФГОС ДО одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология». Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход. Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Данная установка регламентирована ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2].
Кейс-технология, указывает Р. П. Шульга, — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога [3, с. 9]. Она направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия, при этом я выступаю в роли организатора процесса сотворчества. К. М. Романова рекомендует использовать в работе с детьми дошкольного возраста следующие виды кейсов [1, с. 44]:
– кейс-текстовая информация, представленная воспитателем в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят короткие рассказы о природе М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки, К. Паустовского, стихи о природе и т. д.);
– кейс-иллюстрация (специально подобранные картины, фотографии, имеющие многоплановый сюжет или драматическую неоднозначную ситуацию);
– кейс-аудио- или видео-материал (это могут быть отрывки из мультфильмов или даже детских песенок).
Важно подобрать такое содержание ситуации, которое позволяет детям не только получить какую-то информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего, вызывает желание активно участвовать в обсуждении и предлагать свои идеи и решения.
Чтобы воспитателю подготовить кейс необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Определить цель создания кейса, например: подвести детей к пониманию какого-то явления, сформировать способы какой-то деятельности и т. д.
- Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Это могут быть интернет, художественная литература (как я уже упоминала), статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации (например, в последние недели в наших местных газетах много материалов о медведях, которые выходят к людям) и даже прогноз погоды.
- Оформить материалы в доступном для детей варианте.
- Подготовить задания, вопросы для дискуссии детей.
Рассмотрим этапы работы на примере использования кейса-иллюстраций:
Первый этап — создаём проблемную ситуацию (на столе лежат четыре книги сказок о весне без иллюстраций; злой волшебник стёр картинки или ветром унесло, размыло картинки). Воспитатель задает вопросы:
— Такую книгу интересно читать?
— Что же делать?
Дети предлагают варианты решения проблемы, воспитатель читает детям все сказки.
Второй этап — ищем и подбираем вместе с детьми и семьями воспитанников наиболее «удачные» иллюстрации к сказкам (с использованием Интернет-ресурсов); происходит деление на четыре команды-группы на основе выбранной сказки.
Третий этап — делаем атрибуты и декорации для инсценировки с использованием разных видов театра (дети выбирают сами).
Четвертый этап — учим роли, готовим (инсценируем) спектакли по выбранным сказкам.
Пятый этап — реализуем готовый продукт через игру в «ТЕАТР» в группе (театр на «волшебном экране (фланеллеграфе)» с набором персонажей и декораций; театр «БИБАБО» с динамично меняющейся ширмой с набором персонажей и декораций; театр «в песке» с набором персонажей и декораций; настольный театр «в телевизоре» с набором персонажей и декораций).
Шестой этап — используем кейс-иллюстрации в самостоятельной игровой деятельности детей по выбору.
Седьмой этап — показываем сказки друзьям, мамам, папам.
Работа с использованием кейс-технологии способствует решению воспитательно-образовательных задач работы с дошкольниками и помогает педагогам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в соответствие с целевыми ориентирами для дошкольников:
– способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение других детей;
– способность соблюдать общепринятые элементарные нормы и правила поведения в обществе;
– способность применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.
Достоинством данного метода является не только получение конкретных знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, социально-коммуникативных позиций. Этот метод позволяет уйти от прямого изложения материала, включает детей в активную познавательную деятельность, позволяет применить знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать другую точку зрения, аргументировано доказывать свою. Результатом являются не только знания, но и личностные приобретения ребенка. Достоинством является и то, что это технология коллективного обучения и ее составляющей является работа в подгруппах и взаимный обмен информацией. Базовым основанием технологии является создание ситуации успеха — общее достижение. Формируется позитивная мотивация к познавательной деятельности, познавательная активность. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность в более ценных формах сотрудничества.
Завершая, отметим, что кейс-технология актуальна, соответствует требованиям государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода и развитию интегративных качеств ребенка.
Литература:
1. Романова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / К. М. Романова. — Москва: Просвещение, 2017. — 185 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. — Москва: Просвещение, 2016. — 50 с.
3. Шульга, Р. П. Кейс-технология как инструмент повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Р. П. Шульга // Детский сад от А до Я. — № 12. — 2016. — С. 9–10.