Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования
Авторы: Черниговских Евгения Васильевна, Муляр Надежда Владимировна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 25.04.2018
Статья просмотрена: 329 раз
Библиографическое описание:
Черниговских, Е. В. Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования / Е. В. Черниговских, Н. В. Муляр. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3313/ (дата обращения: 17.12.2024).
Инновационное развитие и модернизация — это современный путь Российского государства. Основным звеном формирования гражданского потенциала является образование, главным аспектом которого становится инновационность, реализация новаторских решений [3]. На уровне дошкольного образования, в настоящее время на федеральном и региональных уровнях проводятся соответствующие научно — методические исследования; создаются инновационные площадки, образовательные программы инновационной направленности; проводятся конференции и форумы. Педагоги-дошкольники овладевают, апробируют и внедряют технологии, отвечающие современным требованиям.
Центром системно-деятельностной педагогики, научным руководителем которого является Л. Г. Петерсон, была разработана и предложена педагогам образовательная технология «Ситуация». Суть данной технологии — это создание педагогом развивающей ситуации, способствующей появлению у ребенка «детской» цели, мотива и способов достижения данной цели, т. е. формирования спектра универсальных умений, способствующих саморазвитию и самореализации воспитанников. Накопления ребенком культурного опыта деятельности, решения задач и проблем как основы для формирования в его сознании целостной картины мира. При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом, выполняет миссию проводника в мир общечеловеческой культуры [1].
Ситуации могут изменяться по форме организации и времени локализации, но имеют постоянную структуру, состоящую из шести этапов, вытекающих друг из друга:
- введение в ситуацию — педагог создает условия для включения воспитанников в деятельность, на этом этапе у детей появляется цель и реализуется механизм мотивации «надо» — «хочу» — «могу»;
- актуализация уже имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков — педагог создает условия для практического использования детского опыта, полученного ранее;
- ситуации затруднения — на данном этапе педагог создает условия для самоорганизации и развития познавательного интереса у воспитанников. На данном этапе ребенок, благодаря системе вопросов педагога, конкретизирует затруднение и причину его возникновения. Оно становится значимым для ребенка и возникает потребность преодолеть его;
- «открытие» нового знания — это этап самостоятельного поиска воспитанниками решений и пробных действий. В итоге, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, нахождения ресурса для получения необходимой информации для решения проблемной ситуации;
- включение нового знания в систему знаний — педагогом создается ситуация, в которой новое знание включается в систему знаний, умений, навыков ребенка;
- осмысление — этап, осознания детьми своих сил, фиксирование достижения цели и определение способов, которые помогут добиться этой цели.
Составление логической основы организованной образовательной деятельности является первым шагом к конструированию целостного сценария занятия в технологии «Ситуации». Развитие игрового сюжета, методы и приемы организованной деятельности детей, — все строится в определенной последовательности, где ключевым моментом является затруднение. А.Эйнштейн утверждал, что в затруднении содержится возможность. Возможность для реализации своих знаний, умений, навыков, саморазвития, самоутверждения, принятия самостоятельных решений.
Технология «Ситуации» — является технологией, всем отвечающей требованиям современного образования. Она способствует самореализации ребенка, формированию у него практического опыта, познавательного интереса, предпосылок учебной деятельности, развитию деятельностных способностей и коммуникативно — нравственных качеств личности, ведущих детей к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в жизни.
Данная технология отвечает требованиям ФГОС — является технологией приемлемой как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школах.
Инновационная деятельность способствует улучшению педагогической системы, достижению более высоких результатов. Образовательные программы, разработанные на современном этапе, обеспечивают вариативность педагогического процесса, ориентируются на индивидуальные особенности ребенка и запросы семьи как ячейки социального общества [2].
Литература:
- Петерсон Л. Г. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»/Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова — ЮВЕНТА, 2016–383с.
- Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе // Е.В Щербакова Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.238–241.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (2008г.) // Российская газета. — 2008. — 6 ноября. — С. 6–12.