Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толмакова, М. А. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода / М. А. Толмакова, Я. А. Родина, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2176/ (дата обращения: 22.12.2024).



Каждый день мы делаем выбор: что приготовить на ужин, что одеть завтра на работу, как провести выходные и так далее. Тогда возникает закономерный вопрос: почему взрослые решили, что ребенок существо безвольное, бесполое, действующее только по заданной программе? Нет, ребенок тоже может делать выбор.

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.

Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».

Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».

Важно помнить, что способность к выбору впервые начинает проявляться к концу раннего возраста, когда появляется одно из центральных новообразований в жизни ребенка дошкольного возраста — воображение.

Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (табл. 1).

Таблица 1

Требования кусловиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт ФГОС ДО

Характеристика

3.2.1.6.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

3.2.5.2.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

3.3.4.

Вариативность среды предполагает:

− наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке:

− способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности (п.4.6. ФГОС ДО).

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации» [1].

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место?);

Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?)

Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее?)

Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)

Поиск и предложения различных способов решения одной задачи (ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный?).

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора

− Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);

− Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);

− Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);

− Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).

Условия успешного формирования выбора уребенка-дошкольника

Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…);

Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);

Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)

Какие существуют примерные варианты предоставления выбора детям дошкольного возраста в условиях детского сада (табл. 2)?

Таблица 2

Ситуация выбора вусловиях ДОО (в авторской интерпретации)

Варианты выбора

Практические способы организации ситуации выбора

Выбор деятельности

− Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?

− Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?

Выбор материалов

− Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый?

− Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги)?

− Тема занятия «Осенний урожай на Кубани». Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень

− сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук

− вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и пустить «зайчика»

Выбор способа деятельности

− Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима)

− убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?

Выбор последовательных действий

− У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу?

Выбор партнера деятельности

− Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то?

− Машенька, нужно помочь младшим детям одеться на прогулку. Выбери, пожалуйста, кого возьмешь себе в помощь, еще два человека? (в разновозрастной группе)

− Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду

Выбор содержания деятельности

− Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?

− Рома, я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок?

Нравственный выбор

− Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?

− Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз.

Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора удетей младшего дошкольного возраста:

− Мячик закатился под кровать. Как его достать: рукой или чем-то еще?

− Надо полить цветы, но нет лейки. Чем будем поливать: стаканом или ведерком?

− Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки?

− Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы (ягоды)?

− Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким?

− Вышли гулять, а на участок не пройти — намело много снега. Что делать, как пройти на участок?

− Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть?

− Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку?

− Нужно слепить снеговика, а снега мало.

− Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать?

− Как перейти через лужу?

− Как донести продукты из магазина, если нет сумки?

− Как построить гараж для машины?

− Как размешать сахар в чае без ложки?

− Не хватает стульчиков для игры, что делать?

− Как играть в песок без совка?

− Как согреться, когда холодно?

− Как медведю жить в теремке и не сломать его?

− Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?

− Как козляткам не пустить волка в дом?

− Как Маше не заблудиться в лесу?

− Как помочь медведю полить малину?

− Зайку бросила хозяйка. Как его утешить?

− Как козленку не заблудиться в саду?

Литература:

  1. Полякова М. Н. Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада //Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 41.
  2. Полякова М. Н. Предоставление ребенку разнообразных выборов в условиях дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я. 2016. № 2. С. 36–43.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, выбор, дошкольное образование, ситуация выбора, совместная деятельность, вариант выбора, вид активности, детский сад, дошкольный возраст, основная образовательная программа.

Похожие статьи

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики

Реализация дифференцированного подхода в развитии количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики

Реализация дифференцированного подхода в развитии количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос