Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Авторы: Толмакова Марина Александровна, Родина Яна Александровна, Борохович Лемара Юсуфовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 28.03.2017
Статья просмотрена: 11596 раз
Библиографическое описание:
Толмакова, М. А. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода / М. А. Толмакова, Я. А. Родина, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2176/ (дата обращения: 22.12.2024).
Каждый день мы делаем выбор: что приготовить на ужин, что одеть завтра на работу, как провести выходные и так далее. Тогда возникает закономерный вопрос: почему взрослые решили, что ребенок существо безвольное, бесполое, действующее только по заданной программе? Нет, ребенок тоже может делать выбор.
Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.
Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».
Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».
Важно помнить, что способность к выбору впервые начинает проявляться к концу раннего возраста, когда появляется одно из центральных новообразований в жизни ребенка дошкольного возраста — воображение.
Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.
В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (табл. 1).
Таблица 1
Требования кусловиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт ФГОС ДО |
Характеристика |
3.2.1.6. |
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения |
3.2.5.2. |
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: − создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности |
3.3.4. |
Вариативность среды предполагает: − наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей |
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке:
− способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности (п.4.6. ФГОС ДО).
Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации» [1].
Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?
− Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место?);
− Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?)
− Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее?)
− Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)
− Поиск и предложения различных способов решения одной задачи (ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный?).
Методы, позволяющие создать ситуацию выбора
− Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);
− Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);
− Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);
− Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).
Условия успешного формирования выбора уребенка-дошкольника
Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…);
Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);
Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)
Какие существуют примерные варианты предоставления выбора детям дошкольного возраста в условиях детского сада (табл. 2)?
Таблица 2
Ситуация выбора вусловиях ДОО (в авторской интерпретации)
Варианты выбора |
Практические способы организации ситуации выбора |
Выбор деятельности |
− Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? − Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить? |
Выбор материалов |
− Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый? − Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги)? − Тема занятия «Осенний урожай на Кубани». Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень − сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук − вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и пустить «зайчика» |
Выбор способа деятельности |
− Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима) − убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? |
Выбор последовательных действий |
− У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу? |
Выбор партнера деятельности |
− Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то? − Машенька, нужно помочь младшим детям одеться на прогулку. Выбери, пожалуйста, кого возьмешь себе в помощь, еще два человека? (в разновозрастной группе) − Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду |
Выбор содержания деятельности |
− Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа? − Рома, я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок? |
Нравственный выбор |
− Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника? − Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз. |
Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора удетей младшего дошкольного возраста:
− Мячик закатился под кровать. Как его достать: рукой или чем-то еще?
− Надо полить цветы, но нет лейки. Чем будем поливать: стаканом или ведерком?
− Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки?
− Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы (ягоды)?
− Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким?
− Вышли гулять, а на участок не пройти — намело много снега. Что делать, как пройти на участок?
− Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть?
− Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку?
− Нужно слепить снеговика, а снега мало.
− Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать?
− Как перейти через лужу?
− Как донести продукты из магазина, если нет сумки?
− Как построить гараж для машины?
− Как размешать сахар в чае без ложки?
− Не хватает стульчиков для игры, что делать?
− Как играть в песок без совка?
− Как согреться, когда холодно?
− Как медведю жить в теремке и не сломать его?
− Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?
− Как козляткам не пустить волка в дом?
− Как Маше не заблудиться в лесу?
− Как помочь медведю полить малину?
− Зайку бросила хозяйка. Как его утешить?
− Как козленку не заблудиться в саду?
Литература:
- Полякова М. Н. Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада //Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 41.
- Полякова М. Н. Предоставление ребенку разнообразных выборов в условиях дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я. 2016. № 2. С. 36–43.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.