На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», которая создаёт оптимально-благоприятные условия для индивидуализации образования детей раннего возраста.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму
Конфуций
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом детском саду необходимо создавать условия для полноценного индивидуально-личностного развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
В рамках воспитательно-образовательного процесса – деятельность воспитателя должна быть направлена на содействие благоприятного процесса индивидуализации детей раннего возраста.
Одним из условий индивидуализации детей раннего возраста является качественно организованная предметно-пространственная среда в группе в соответствии с возрастом детей, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно-пространственная среда является источником становления опыта ребенка, т. к. каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Основная часть. «В период от года до трех ведущей становится предметно‑манипулятивная деятельность. Это значит, что при благоприятных условиях ребенок будет активно осваивать мир, манипулируя (экспериментируя) с различными предметами. Одним из таких благоприятных условий является создание развивающего пространства.
Создать развивающее пространство для малыша от года до трех лет– значит сделать окружающий мир насыщенным» [2, c.13].
Развивающую среду в группе мы организуем так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Игровой материал систематически обновляется и усложняется. Мы стараемся обеспечить эмоционально-тёплую атмосферу в группе и формируем у детей положительное отношение к пребыванию в детском саду.
«Для благополучного развития ребенку необходимо не только выделять, обособлять себя от окружающих, но и идентифицировать себя со значимыми взрослыми, прежде всего с родителями. Именно им он подражает, когда «варит суп», «водит машину», «стирает», «вяжет носки» или «чинит компьютер». У ребенка формируется убеждение в том, что мир состоит из разных людей, и он – один из них; как и другие люди, он может совершать разные действия и испытывать разные потребности и эмоции» [2, с. 14].
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Для формирования у детей раннего возраста познавательно-поисковой активности мы в группе используем приемы, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:
- приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.);
- приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);
- приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);
- приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);
- прием отсроченного речевого сопровождения;
- подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.
Познавательная деятельность дошкольника обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. Появляется инициативность: ребёнок учится сначала отделять себя от взрослого, противостоять ему, а потом строить партнёрские отношения. Потребность в реализации и утверждении своего «я» является доминирующей.
Цели и задачи организации работы в группе с детьми 1,5-3 лет
Педагогическая поддержка поисково – практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом).
Стимулирование и поддержка развития пассивного и активного словаря, готовности ребёнка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний, обозначения действий, предметов.
Воспитание интереса и доброжелательного отношения к окружающим (людям, объектам природы и т.п).
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.
Работая в группе раннего возраста формируем поисково-ориентировочные действия наводящими вопросами «Что это?, Что с этим можно делать?» Обучаем детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применяя такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;
Мы формируем у ребенка практическую направленность на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);
Обучаем ребенка использовать предметов обихода по назначению, формируя у ребенка способы ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание»), обучая умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.
Формируем соотносящие действия используя такие игры «Спрячь зайку», «Собери бусы». Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.
Задача таких игр – обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.
Формируем орудийные действия используя игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить?».
Задачи:
- закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;
- закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.
Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.
С большим удовольствием дети играют с водой. Вода совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит возможные тактильные ощущения: может быть горячей, холодной, бежать тоненькой струйкой, или разлетаться в разные стороны весёлыми брызгами. А сколько положительных эмоций! С водой можно на ходу изобретать множество простых игр и забав. Такие игры дети придумывают сами. Игра «Хлоп – хлоп» – шлепаем ладошками по воде. Игра «Ручной дождик», «Волшебная лейка», «Бумажные рыбки», «Кораблик – плыви», «Тонет – не тонет»
Исследовательские игры с красками, бумагой. «Дождик капает», «Мышка пробежала». «Волшебные пальчики», «Кисточки- карандаши».
Этот вид деятельность особенно привлекает малышей. Краски радуют, дают возможность творить, исследовать, оставлять свой след на бумаге и на ладошках.
Песочные игры, целью которых является так же тактильное восприятие, развитие мышления и восприятия, а также помогает снять эмоциональное напряжение, что очень важно в адаптационный период. На песке мы можем сделать отпечатки. Рисунки, спрятать игрушки и найти их. А так же вместо песка можем использовать пуговицы, горох, фасоль. бусины. Это такие игры «Секрет», «Волшебная пуговичка», «Яркая бусинка», «Путаница»
Игры с песком – это самая первая созидательная деятельность, которая позволяет проявлять выдумку, творчество и фантазию.
Игры с камушками – оказывают положительное эмоциональное влияние на детей.
Из камушков можно выкладывать дорожку разной длины, по размеру, по форме. Сложить узор.
«Для каждого человека взаимодействие с миром открывает множество возможностей. Сделал первые шаги – появилась возможность самостоятельно добраться до желаемого предмета, благодаря практическим действиям узнать его свойства и качества, найти способы использования.
Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребёнок учится, получает своё персонифицированное образование. Постепенно формируется и проявляется индивидуальный стиль его деятельности, вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реализованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребёнка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования» [1, с.7].
Индивидуальный подход означает, что при ежедневном нахождении ребенка в группе мы учитываем потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Материалы и оборудование, которые находятся в группе, интерьер, способствует развитию каждого из детей, все предлагаемые виды деятельности учитывают уровни развития разных детей.
Ребёнок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут поняты и поддержаны, а его стремление познать окружающий мир и себя будет дополнено актуальной информацией – здесь и сейчас.
Литература:
- Михайлова – Свирская Л. В. «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Издательство Просвещение. М., 2015»
- «Развитие личности ребенка от года до трех. Издание третье»: Рама Паблишинг; Екатеринбург; 2014