Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе / Е. А. Коноваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61967/ (дата обращения: 17.12.2024).



Преемственность ФГОС начального общего образования (НОО) и ФГОС основного общего образования (ООО) предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

Стандарт — это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования. [2]

Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

В основе ФГОС лежит принцип «Единство преемственности и развития».

Преемственность развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах). Обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ — от дошкольных до профессиональных.

Что такое преемственность? Преемственность — это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

Преемственность в образовании — это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Основанием преемственности разных этапов образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Еще в 80-х годах прошлого века, В. А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «…главная задача начальных классов — это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». [5]

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне, т. е. формирование умения учиться.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня — не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. [3]

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения — научить учиться.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Переход из начальной школы в основную предъявляет особые требования к психологической зрелости ребенка Конкретно это предполагает, наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

Все эти компоненты присутствуют в концепции универсальных учебных действий.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Учителя нашего методического объединения начальных классов придерживаются основного принципа новых стандартов: открывать знания, а не получать. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах. [4]

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы — работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т. е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является, несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Еще Сократ сказал, что научиться играть на флейте может только тот, кто играет на ней.

В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

В учебном процессе особая роль отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы.

Кроме того, получать знания помогает современная техника, компьютерные презентации являются яркой иллюстрацией к уроку.

Таким образом, преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

− целей и задач;

− содержания образования;

− организационных форм;

− планируемых результатов

УУД — в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка: Начальное общее образование — обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное общее образование — обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Предметные результаты

Метапредметные результаты:

Начальное общее образование — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Основное общее образование, освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Цель начального общего образования — учить ученика учиться.

Цель основного общего образования — учить ученика учиться в общении.

В программе ФГОС ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться. [3]

То есть, преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны — начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения ребенка.

Наша главная цель — не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем — то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок, а выращиваем в каждом ученике творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем все то, что связано с личностным развитием.

Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы взрослые научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблем.

Литература:

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  4. Коноваленко Е. А. Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе (электронный ресурс)
  5. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы//Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М., 1981.- Т.3
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, основное общее образование, начальное общее образование, преемственность, содержание образования, ученик, формирование умения, знание, начальная школа, учебный процесс.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Литературное краеведение и системно-деятельностный подход в нравственном воспитании школьников

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Литературное краеведение и системно-деятельностный подход в нравственном воспитании школьников

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Задать вопрос