Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС / Е. Ю. Орехова, О. В. Станкевич, С. В. Кущенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49885/ (дата обращения: 16.12.2024).



Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой, выделяемой концепцией ФГОС современного образования, дает возможность определить, что в условиях реализации поставленных задач и универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, будет являться основными результатами обучения и воспитания.

Основной целью системно-деятельностного подхода является формирование гражданского единства путем развития личности. Образовательный процесс должен быть организован так, чтобы не только обучать, но, и, целенаправленно развивать учащегося.

Системно-деятельностный подход является инструментом, позволяющим отследить ценностные ориентиры, встраиваемые в новые стандарты российского образования.

Системно-деятельностный подход, являясь основой государственного образовательного стандарта, ориентирован на результаты образовательной деятельности как системообразующий компонент, в котором развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, выступает основной целью и результатом образования.

Основные понятия: деятельность, субъектность, система, педагогическая система.

Деятельность является процессом взаимодействия субъекта с объектом. В результате такого взаимодействия субъект способен достигать поставленных целей, удовлетворяя личностные потребности. Деятельностью выступает любая активность человека, которой придается некоторый смысл самим индивидуумом, определяя сознательную сторону личности человека.

Субъектность является свойством индивидуума выступать субъектом деятельности. Применяя к человеку выражение «быть субъектом» — означает являться обладателем идеи Я, что, в свою очередь, определяет, способность человека мыслить, воспринимать, переживать и осуществлять свою личность в качестве себя самого.

Система, являясь множеством элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образует определенное единство и целостность.

Педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Такими компонентами являются: субъекты образовательного процесса, цели образования, содержание образовательной деятельности, методы и формы педагогической деятельности и материально-техническое оснащение.

Основополагающие универсальные учебные действия.

Развитие ребенка в образовании может быть обеспечено, прежде всего, путем формирования универсальных учебных действий, выступающих симметричной основой образовательного и воспитательного процессов.

Системно-деятельностный подход дает возможность сделать акцент на основных результатах образовательного и воспитательного процессах в контексте важнейших задач и универсальных учебных действий, осваиваемых учащимися. Именно это создаёт потенциал для самостоятельного успешного овладения новыми умениями, знаниями и навыками, включая умение учиться. Это возможно благодаря тому, что УУД являются обобщенными действиями, формирующими широкую ориентацию в предметных областях познания, при этом выступая мотивирующим фактором к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» выражает способность учащегося к самообразованию и саморазвитию посредством обдуманного и активного приобретения социального опыта.

В более узком значении универсальные учебные действия можно определить как совокупность действий обучающегося, способных обеспечивать культурное единство, социальную грамотность, толерантность, умение самостоятельного приобретения новых знаний и навыков и компетенций.

Функциями универсальных учебных действий являются:

‒ создание условий для реализации учащимся возможностей самостоятельного осуществления деятельности обучения, постановки учебных целей, поиска необходимых средств и способов достижения поставленных целей, контроля и оценивания учебного процесса и результатов собственной деятельности;

‒ обеспечение условий, для всестороннего развития личности, основываясь на готовности к непрерывному самообразованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

‒ реализация условий для успешного освоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и грамотности в предметных областях познания.

Формирование УУД в образовательном процессе основано на трех взаимодополняющих положениях:

  1. Формирование универсальных учебных действий, являясь целью образовательного процесса, дает определение его содержанию и организации.
  2. Универсальные учебные действия формируются в связи освоения различных предметных дисциплин.
  3. УУД определяют результативность образовательной деятельности, а именно, приобретение навыков, усвоение знаний, умений; развитие основных компетенций учащегося, в том числе социокультурной и личностной.

Результат как мотив и ценность деятельности.

ФГОС современного образования ставят перед педагогами задачу ориентации педагогической деятельности на достижение новых образовательных результатов, предполагающих развитие личности, как основную цель и смысл образования.

Среди результатов выделяют следующие: личностные результаты, как мотивация деятельности, сформировавшаяся в результате образовательного процесса, являясь системой ценностных взаимоотношений участников образовательного процесса; метапредметные результаты — обобщенные способы деятельности, приобретенные учащимися на основании изучения нескольких учебных предметов, которые могут быть применены не только в рамках образовательного процесса, но, и, в жизненных ситуациях; предметные результаты — являются следствием приобретения обучаемыми конкретных позиций социального опыта, освоенного в рамках изучения учебных предметов.

Деятельность как система

Раскрывая понятие «деятельность» — необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты: деятельность — это всегда система, социально-ведущая деятельность — это система, устремленная на результат. Образование одна из социально значимых, ведущих видов деятельности, следовательно, системообразующий фактор образовательной деятельности — ее направленность на достижение результата.

Воспитательный процесс является процессом преобразования существующих в культуре идеалов и ценностей в реально значимые и действующие нормы поведения путем педагогической деятельности. Следовательно, в системно-деятельностном подходе, изначально, результат деятельности акцентирован как результат целенаправленной системы.

Невозможно создать воспитание или обучение, их необходимо инициировать путем создания достаточных условий для возникновения взаимно-содействующих связей между элементами учебно-воспитательного процесса, т. е. провоцировать взращиваемую личность на активные действия. Деятельность, будучи системой, невозможна без анализа, и поэтому при разработке каких-либо образовательных программ необходимо опираться на индивидуальные психологические и возрастные особенности развития ребенка, подбирая формы деятельности необходимые для развития детей определенной возрастной группы.

Педагогическая система является системой образования в целом, включая в себя, как составные части, систему воспитания и систему образования, составляющие педагогический процесс учебных заведений. В виде системы выступает и педагогическая деятельность учителя, направленная на организацию органического педагогического процесса, в котором каждое отдельное занятие является не просто элементом, но и подсистемой педагогической деятельности учителя. Таким образом, каждый элемент педагогического процесса, являясь подсистемой более общей педагогической системы и составляя иерархию педагогических систем.

Сущностью каждой педагогической системы является присутствие одних и тех же элементов, без которых невозможно ее функционирование. Такими элементами выступают: личность ученика, личность учителя, цель педагогического процесса, его содержание, Рассматривая педагогическую систему процессуально, необходимо расположить все его элементы исходя из логики педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им, т. е. центром педагогической системы будут выступать ученик и педагог, выступая комплексным субъектом педагогической системы, определяя ее цели, содержание образовательного и воспитательного процессов.

Цели системно-деятельностного подхода.

Основной целью системно-деятельностного подхода в обучении можно выразить как цель научить работе, а не знаниям. Для достижения данной цели педагогу необходимо ответить на ряд вопросов:

‒ какой учебный материал необходимо подобрать;

‒ необходимо ли его подвергнуть дидактической обработке и как это сделать;

‒ какими должны быть методы и средства обучения;

‒ каким образом организовать деятельность учащихся и свою собственную;

‒ как добиться взаимодействия всех этих компонентов добиваясь определенной системы знаний, умений и навыков.

Целью системно-деятельностного подхода является не простое обучение и воспитание, а всестороннее развитие личности. Основным компонентом деятельностного подхода является участие ученика в учебном процессе в качестве субъекта. Основу деятельностного подхода составляет тот принцип, что учащиеся, участвуя в исследовательской деятельности самостоятельно добывают необходимую информацию, а не получают знания от педагога в готовом виде. Участие педагога в образовательном процессе сводится к организации исследовательской работы учащихся, которые должны самостоятельно найти решение поставленной проблемы, не дожидаясь объяснения учителя.

Активировать познавательную и практическую деятельность можно используя различные формы, приемы и методы организации учебного и воспитательного процессов. Внедрение деятельностного подхода в образовательный процесс способствует формированию у учащихся мотивации к изучению школьных предметов, благодаря положительному эмоциональному фону урока, который может достигаться путем применения игровых форм обучения при введении и закреплении материала, активизация деятельности учащихся при помощи раздаточного и дидактического материала, а также с помощью применения компьютерных слайдов и анимации.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», 2010г.
  2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение»2005;
  4. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  5. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006 г.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, педагогическая система, воспитательный процесс, действие, образовательная деятельность, педагогический процесс, подход, основная цель, педагогическая деятельность, система.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Системный подход как интегративный в образовательном процессе

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Системный подход как интегративный в образовательном процессе

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода

Задать вопрос