Кардинальные изменения в современной системе образования в XXI веке связаны в первую очередь с переопределением целей образования, стратегических ориентиров, что отражается и на изменениях в структуре организации, технологии и методологии во всех звеньях этой системы.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), постепенно внедряемые с 2009 года, обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, а также преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования состоят из ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373), ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413).
Методологической основой стандартов является системно-деятельностный подход. Каждый стандарт включает три вида требований: 1) к структуре основных образовательных программ, 2) к условиям реализации основных образовательных программ, 3) к результатам освоения основных образовательных программ, являющиеся одним из важнейших механизмов реализации стандартов.
Глобальные изменения во всех сферах современного общества приводят к модернизации системы школьного образования. «Необходимым условием для формирования инновационной экономики, — отмечается в Концепции развития образования РФ до 2020 г., — является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности» [3].
Таким образом, цель модернизации системы — улучшение качества российского образования, приведение его в соответствие с современными запросами стремительно развивающегося общества.
Приоритетная цель современного российского образования — развитие всесторонне развитой личности, формирование у учащегося способностей самостоятельно ставить учебную проблему, планировать ее решение, контролировать процесс и оценивать полученный результат, иными словами — научить учиться. В основе федеральных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, в том числе, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования [5].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам выпускников начальной школы: личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности), метапредметным (универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться); предметным, (опыт специфических для предметных областей деятельностей по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).
В рамках нашего исследования отметим, что среди личностных результатов выпускника начальной школы должно отражаться овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Как видим, в федеральных стандартах обозначена преемственность содержания программ, однако проблеме взаимодействия педагогов общего и начального звена, подготовке детей к обучению в основной школе уделено недостаточно внимания. Так же нет современных исследований в области путей достижения обозначенных результатов, в частности адаптации младших школьников.
Одним из способов успешной адаптации младшего школьника к средней ступени обучения является преемственность начальной и средней школы как один из основных принципов дидактики.
Проблеме преемственности ступеней образования посвящены работы Т.Н, Князевой, И. В. Пронькиной, Т. И. Бондаря, С. А. Котовой, Г. Н. Мусс, А. К. Мендыгалиевой, Г. А. Цукерман, М. Р. Битяновой, Л. А. Венгер и др.
Преемственность представляет собой непрерывный процесс по воспитанию и обучению детей, имеющий общие и специфические цели для определенных возрастов, т. е. это связь между уровнями развития, обеспечивающая сохранность определенных качеств личности и приобретение новых. В связи с этим приоритетным направлением улучшения качества образования становится обеспечение преемственности и непрерывности образования.
В «Большом энциклопедическом словаре» преемственность трактуется как «связь между явлениями в процессе развития в природе, познании и обществе, когда новое сменяет старое при этом сохраняет в себе некоторые элементы». Философский словарь дает следующее определение: «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или его отдельных характеристик при переходе к новому состоянию». Преемственность в содержании образования рассматривается как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Преемственность между начальной и средней школой предполагает использование таких форм работы, как изучение программ, сложных звеньев, обмен опытом, последующий поиск оптимальных путей по усовершенствованию педагогической деятельности, формированию проявления у детей интереса к дальнейшим школьным занятиям, самой учебной деятельности.
Выделяется один из основных принципов образования — принцип преемственности главных типов образовательно-воспитательных организаций, обеспечивающий потенциальную вероятность перехода от одних институциональных структур системы образования к другим (начальная школа, основная школа).
Различные учебные программы и планы обеспечивают фактические условия преемственности, осваивая при этом систему дидактических принципов (принципы доступности, наглядности, предметности, развивающего обучения и др.). В. В. Давыдов полагает, что принципы взаимосвязи и преемственности должны связывать разные стадии обучения и по содержанию, и по способам подачи их детям. На каждом этапе обучения должна происходить замена принципов, для того чтобы дети каждый раз чувствовали новшества, отличие от обучения на предыдущем уровне. В противном случае, по мнению Л. С. Выготского, содержание образования строится в «школьной логике», младших школьников обучают усложненным предметам, игнорируются их возрастные особенности и к концу начальной школы дети теряют интерес к учебе [1, с. 73].
Таким образом, преемственность обучения при переходе из начальной школы в основную будет проявляться в том, что сформировавшиеся у младшего школьника качества, черты, особенности перейдут с ним на последующий возрастной период и станут основой для дальнейшего его развития.
Благодаря введению стандартов сотрудничество начальной и основной школы стало рассматриваться как главное условие продуктивной подготовки детей к переходу в статус ученика основной школы.
Преемственность является двусторонним процессом. На стадии начального образования дети получают первоначальное развитие, у них начинают формироваться фундаментальные личностные качества — достижения, служащие началом успешного обучения и помогающие в жизни. Средняя школа, которая, подхватывает достижения младшего школьника, продолжает направленную работу по дальнейшему развитию накопленного потенциала ребенка.
Под преемственностью в условиях непрерывного образования понимается процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и неповторимые цели для определенных возрастных периодов, связь между различными этапами развития, элементы целых или отдельных характеристик при переходе к другому состоянию.
Целью преемственности является обеспечение полноценного личностного развития, психологического и физиологического благополучия обучающегося при переходе из начальной в среднюю школу, направленное на формирование развитой личности школьника с опорой на накопленные знания и предыдущий опыт. Необходима организация единого развивающего пространства всех уровней образования. Здесь стоит отметить, что наиболее благоприятные условия для организации преемственности обеспечены именно с выходом государственных образовательных стандартов общего образования.
Для решения на практике проблемы преемственности, по мнению ученых педагогов и психологов, необходимо обеспечить эффективное развитие ребенка, которое достигается посредством согласованности целей, задач, методов и форм обучения. Отметим, что в образовании используются следующие формы работы: совместная деятельность взрослого и детей; коллективная деятельность детей; индивидуальная деятельность.
Как выразилась С. В. Дмитриева, «образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки» [2, с. 12]. Таким образом, начальная школа в нашем понимании является основой образования, а средняя школа представляет собой здание, стоящее на этом фундаменте.
В связи с переходом школы на новые стандарты образования, актуальной становится проблема достижения в начальной школе планируемых результатов формирования универсальных учебных действий, умения учиться. В средней школе происходит процесс организации учебной деятельности с учётом накопленного опыта ребенка, так как содержание программы начального образования направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и удачного обучения в средней школе.
В виду того, что для ребенка переходный период из начальной в среднюю школу считается сложным, необходимо организовать тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, но, к сожалению, такое взаимодействие встречается очень редко. Среди причин, которые препятствуют процессу совместной работы, можно отметить следующие:
− специализированные классы, лицеи и гимназии; различные программы обучения; широкий выбор в сфере дополнительного образования, — все это ставит в затруднительное положение родителей младших школьников по предпочтению выбора для продолжения обучения ребенка в 5 классе;
− дефицит специалистов в учебных заведениях;
− недостаточная организация преемственности в программах начального и среднего образования;
− отсутствие желания специалистов, педагогов разных ступеней действовать совместно;
− завышенные требования к поступающему в среднюю школу и др.
Сущность проблемы преемственности начальной и средней школы определяется общими проблемами, которые препятствуют стабильности процесса образования и его качеству. В. Н. Просвиркин писал, о том, что вполне реально создать условия для преемственности, выбрать деятельность, которая будет направлена формирование и сохранение мотивации и успешности обучения [4, с. 8]. Иными словами, проблема преемственности может быть успешно решена только при взаимодействии и тесном сотрудничестве всех ступеней образования.
Таким образом, обеспечение преемственности начальной и средней школы и успешной адаптации обучающихся возможно при условии:
− подготовки младших школьников к обучению в средней школе;
− создания условий для выполнения в педагогическом процессе одной, перспективной и динамичной системы воспитания и обучения;
− обеспечения естественного вхождения младших подростков в новые условия, с первых дней пребывания в средней школе.
Преемственность начальной и средней ступени образования — это содержательная, двусторонняя связь, которая предполагает, с одной стороны, воспитательно-образовательную работу в начальной школе с учетом требований основной школы, а с другой — опору учителя на уровень развития младших школьников.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Дмитриева С. В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. — М., 2005. — 205 с.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
- Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Н. Просвиркин. — М., 2008–39 с.
- Слободчиков В. И., Мирзоянова Л. Ф. Типология антропологических кризисов в образовании и развитии // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 9. — С. 27–32.