Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самойлова, О. Г. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС / О. Г. Самойлова, В. С. Петровская, А. А. Ульянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105499/ (дата обращения: 19.12.2024).



Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится.

Лев Толстой

Сегодня общеобразовательные школы переходят на ФГОС. В чём преимущество нового стандарта? Стандарт второго поколения формирует у младших школьников умение учиться, которое возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД). Поэтому на первом плане умения:

– ставить цель и добиваться ее;

– самостоятельно добывать и применять знания;

– ясно выражать свои мысли;

– составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;

– задавать вопросы;

– заботиться о других, быть нравственным человеком

– сохранять и укреплять своё здоровье.

В современном обществе важно овладеть знаниями и уметь ими пользоваться.

Сравним стандарты первого и второго поколения.

Учили раньше

1. Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил и пересказал».

2. Учитель объявляет новую тему.

3. Учитель объясняет новую тему (дети сидят и слушают).

4.У читель проверяет, как поняли

(дети повторяют).

Учат сейчас

1. Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.

2. Учитель создает ситуацию.

Ученики называют тему, задачи.

3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).

4. Ученики делают вывод по теме.

Задача учителя — включить самого ученика в учебную деятельность, чтобы он самостоятельно овладел новыми знаниями и сумел их применить в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В начальных классах ключевыми словами в деятельностном подходе являются: думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать.

Думать — это значит устанавливать взаимосвязь между прошлым и настоящим, критически относиться к высказыванию или предложению.

Искать — значит получать информацию, консультацию у учителя.

Приниматься за дело — это означает включаться в работу и нести ответственность за её выполнение.

Сотрудничать — умение работать в группе и принимать решения, улаживать конфликты и разногласия, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.

Какие же технологии системно-деятельностного подхода мы используем в начальной школе?

Мотивация к учебной деятельности

На этом этапе важно детей настроить на работу. Учитель высказывает добрые пожелания, даёт моральную поддержку, предлагает подумать, что же пригодится на уроке для успешной работы.

Постановка проблемы

Это этап, на котором дети формулируют тему урока, задачи, вопросы для исследования. Учитель подводит учеников пошагово к этому.

Актуализация знаний — это система вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников.

На этапе поиска решения выстраивается логическая цепочка умозаключений, ведущих к новому знанию.

Работа в группах делает учебную деятельность более успешной. Почему? Каждый ученик класса, работая в группе, имеет возможность показать свои знания, применить изученные правила и выступить в роли эксперта. На уроке обязательна работа в парах. Например, при закреплении темы детям предлагаем составить для соседа по парте задание. Важно прослушать полученный ответ и объяснение, как этот ответ получен. Если возникают разногласия, разрешаем учащимся задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выполняется задание в течение 5 минут. Этого вполне достаточно. Это упражнение проводится сразу после того, как объяснил учитель и рассмотрели некоторые примеры в учебнике. Можно использовать и на следующий день после того, как учащиеся выполнили домашнее задание. Оно уместно, когда мы изучаем другие темы. Чем хороша эта работа?

При такой работе осуществляется контроль: учитель, слушая ответы учеников в различных парных группах, оценивает их и в то же время помогает ученику, выступающему в роли «учителя». Он указывает ему на ошибки, которые допускают ученики, оценивает и отвечающего, и качественную работу «учителя». Положительный результат такой работы налицо: почти все учащиеся класса одновременно имеют возможность говорить, слышать, видеть и исправлять ошибки других. Они тем самым обогащают, закрепляют и свои знания. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и оставались наблюдателями. А парная или групповая работа, общение с соседом по парте, проговаривание выученных формулировок даёт возможность научить товарища тому, что знаешь сам, получить консультацию, объяснение, тем самым ученики формируют и позитивное отношение к предмету. Процесс обучения становится более успешным, качество знаний учащихся повышается. Это в системно-деятельностном подходе важно.

Самоконтроль, самооценка.

Самостоятельная работа с самопроверкой важна. Она позволяет ученику выполнить различные задания, применяя изученные правила, проверить их в классе пошагово, сравнить с эталоном, исправить, если есть, допущенные ошибки.

В начальной школе игровая деятельность обязательна: развивается познавательный интерес учащихся. С помощью игры ребёнок легче и охотнее усваивает изучаемый материал.

Особенностью деятельностного метода является самостоятельное «открытие» детьми новых знаний в процессе исследовательской деятельности. Следующей технологией можно назвать участие в исследовательской деятельности.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

– наличие познавательного мотива у детей (желания научиться, узнать и открыть новое, неизвестное), конкретной учебной цели и задачи (понимания того, что именно нужно выяснить и усвоить);

– формирование у школьников умения контролировать свои действия и выполнение их для приобретения недостающих знаний;

– выявление и освоение учащимися такого способа действия, который позволил бы им осознанно применять приобретённые знания.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  1. Вовлечение школьников в игровую, дискуссионную, деятельность — обеспечивающих свободный поиск эффективного подхода к решению задачи.
  2. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
  3. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
  4. Использование активных и интерактивных методик.

Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании это совокупность образовательных технологий, методов и приемов. Это так называемая философия образования новой школы, позволяющая учителю творить, искать. В содружестве с учащимися учитель становится мастером своего дела, готовит их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Используя данный метод в своей практике, учитель грамотно составит урок, каждый обучающийся будет включен в процесс «открытия» новых знаний. Он является для педагога универсальным средством, инструментом подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Таким образом учитель реализует деятельностный подход в обучении младших школьников. Использование проблемного обучения, групповой формы работы, проектных методик способствует успешному обучению детей. Доказательством этого являются положительные результаты проверочных работ, комплексных работ, диагностик. Обучающиеся овладевают основными учебными умениями, которые позволяют им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить дальнейшее предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Итак, ведущими характеристиками выпускника начальной школы можно считать его способность самостоятельно анализировать и мыслить,

отстаивать свою выбранную точку зрения, выдвигать гипотезы, умение строить высказывания. Следовательно, воспитание ученика-исследователя — это процесс, открывающий широкие возможности для развития активной и творческой личности, которая способна решать возникающие проблемы, делать собственные открытия, вести самостоятельный поиск, принимать решения и нести ответственность за них.

Литература:

  1. Воронова А. И., Серых Л. В. Работаем по новым стандартам. // Материалы стажировки учителей начальных классов. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. — 134с.
  2. Романова О. Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки // Начальная школа. 2010. № 12. С. 38.
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. — М: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, знание, исследовательская деятельность, начальная школа, работа, учебная деятельность, ученик, домашнее задание, подход, ребенок.


Похожие статьи

Реализация дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Похожие статьи

Реализация дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Задать вопрос